Теперь, после выхода третьего (с его броской траурной мощью) альбома ARCANA когда-то распространенное (и банальное) сравнение с DEAD CAN DANCE окажется окончательно исчерпанным… Фаустовская душа, полу-собор, полу-корабль, устремленный к безымянным таинственным субстанциям, все, к чему от века тяготеет германо-скандинавская ментальность (теперь в лице Peter и Ida) - и спокойное, разреженное, тягучее, мечтательное, пластичное, с затаенной любовью к "неге и роскоши", классичное и отстраненное, англо-саксонское по сути звучание дуэта Brendan и Lisa… Здесь интересно только различие. Пространственность DCD носит принципиально "горизонтальный" характер. Показателен интерес к восточным мелодиям - музыке миражей, случающихся в пустыне. Для ARCANA напротив, подходит любая овеществленная метафора "вертикального" стремления преодолеть притяжение - кафедральная архитектура, гудящие трубы органа, северный лес с высокими кронами, мятежные и одинокие скалы. То, что отличает "…The Last Embrace" от предыдущих двух альбомов - усиление маршевой перкуссии и монотонное повторение колокольного звучания - трудно не заметить. Но вот что это значит? Эти элементы были и раньше. Но лишь как один из уровней. Например, колоколами начиналась и завершалась "The Source of Light" еще на первом альбоме. Теперь этот чистый и сильный звук выведен на передний план. "Один звук неизменно перекрывал шум беспокойной жизни; сколь бы он ни был разнообразным, он не смешивался ни с чем и возносил все преходящее в сферу порядка и ясности. Это колокольный звон." (Й. Хейзинга, "Осень Средневековья"). Порядок и ясность! Колокол нарушает привычное ожидание "красивостей", возвращая интенсивность жизни. Повторение одной темы, сильной и сокровенной, скрепляет ритмической осью - без того обычно немного романтически-туманное - многоголосие. Конечно, это все та же ARCANA …но этот "магический" ингредиент усилил, трансформировал, заострил все - на первый взгляд, хорошо знакомые - элементы, добавив то, чего, пожалуй, единственно и не хватало раньше: традиционную универсалистскую структуру. "Акмэ", высшая точка в дискографии; полностью в духе Cold Meat Industry и по-прежнему печально и краcиво. Из композиций, как всегда, трудно что-либо выделить - но это достоинство, и жаль, что ARCANA не придерживаются точно такого же единства стиля в оформлении своих альбомов (по образцу, конечно, "Cantar de Procella")… Да, судя по всему, "готический собор", который задумал Peter Petersson, возведен. Дальше возможна только достройка "этажей", уровней и т.п. (на которые мы можем попасть как слушатели) - а у этого строительства уже нет предела…