Не путать с "Elisabeth", это тоже сингл, но не имеющий к предыдущему никакого отношения. Cингл является пилотным для нового полномасштабного альбома ARCANA, который должен скоро выйти. Кроме двух ранее не издававшихся трэков, он содержит маленькое интро "Eclipse Of The Soul". ARCANA часто сравнивают с DEAD CAN DANCE, что на мой взгляд отчасти оправдано - вот и две новые композиции с этого сингла "Love Eternal" и "Hymn Of The Absolute Deceit" можно охарактеризовать как более мрачную версию DEAD CAN DANCE. Прекрасный женский вокал и красивый мужской, плюс этнические инструменты от DCD и более мрачные перкусионные с фоновыми синтезаторными шумами - вот то, что создает уникальную атмосферу ARCANA. Не знаю, насколько можно судить о грядущем CD по двум композициям, но то, что новый диск будет не хуже предыдущих, мне уже очевидно.
Теперь, после выхода третьего (с его броской траурной мощью) альбома ARCANA когда-то распространенное (и банальное) сравнение с DEAD CAN DANCE окажется окончательно исчерпанным… Фаустовская душа, полу-собор, полу-корабль, устремленный к безымянным таинственным субстанциям, все, к чему от века тяготеет германо-скандинавская ментальность (теперь в лице Peter и Ida) - и спокойное, разреженное, тягучее, мечтательное, пластичное, с затаенной любовью к "неге и роскоши", классичное и отстраненное, англо-саксонское по сути звучание дуэта Brendan и Lisa… Здесь интересно только различие. Пространственность DCD носит принципиально "горизонтальный" характер. Показателен интерес к восточным мелодиям - музыке миражей, случающихся в пустыне. Для ARCANA напротив, подходит любая овеществленная метафора "вертикального" стремления преодолеть притяжение - кафедральная архитектура, гудящие трубы органа, северный лес с высокими кронами, мятежные и одинокие скалы. То, что отличает "…The Last Embrace" от предыдущих двух альбомов - усиление маршевой перкуссии и монотонное повторение колокольного звучания - трудно не заметить. Но вот что это значит? Эти элементы были и раньше. Но лишь как один из уровней. Например, колоколами начиналась и завершалась "The Source of Light" еще на первом альбоме. Теперь этот чистый и сильный звук выведен на передний план. "Один звук неизменно перекрывал шум беспокойной жизни; сколь бы он ни был разнообразным, он не смешивался ни с чем и возносил все преходящее в сферу порядка и ясности. Это колокольный звон." (Й. Хейзинга, "Осень Средневековья"). Порядок и ясность! Колокол нарушает привычное ожидание "красивостей", возвращая интенсивность жизни. Повторение одной темы, сильной и сокровенной, скрепляет ритмической осью - без того обычно немного романтически-туманное - многоголосие. Конечно, это все та же ARCANA …но этот "магический" ингредиент усилил, трансформировал, заострил все - на первый взгляд, хорошо знакомые - элементы, добавив то, чего, пожалуй, единственно и не хватало раньше: традиционную универсалистскую структуру. "Акмэ", высшая точка в дискографии; полностью в духе Cold Meat Industry и по-прежнему печально и краcиво. Из композиций, как всегда, трудно что-либо выделить - но это достоинство, и жаль, что ARCANA не придерживаются точно такого же единства стиля в оформлении своих альбомов (по образцу, конечно, "Cantar de Procella")… Да, судя по всему, "готический собор", который задумал Peter Petersson, возведен. Дальше возможна только достройка "этажей", уровней и т.п. (на которые мы можем попасть как слушатели) - а у этого строительства уже нет предела…
Фактически ARCANA до сих пор является самым успешным проектом лэйбла Cold Meat Industry, и при этом, пожалуй, самым нехарактерным по звучанию. ARCANA единственные на CMI, как большие, выпускают синглы - то есть их, конечно, выпускают и другие группы, но лишь ARCANA соблюдают заповеди музыкального шоу бизнеса - сингл-альбом, сингл-альбом и т. д. Новый сингл, появившийся спустя два года после выхода последнего альбома "The Last Embrace" действительно удивил практически всех поклонников этой группы. Дело в том, что всё это время проект был заморожен, находился практически в анабиозе. Это касалось не только студийных работ, но и концертных выступлений - концерт на wave gotik treffen 2002 стал первым за три последних года. Всё это время Peter Pettersson активно занимался делами другого своего проекта, SOPHIA. А тут вдруг оказалось, что не забыл он об ARCANA вовсе, да и более того - создал новое, весьма оригинальное звучание, и этим синглом всем доказал, что новый альбом ARCANA имеет смысл ожидать с нетерпением! "Body Of Sin" содержит лишь два девятиминутных трека, "We Rise Above" и собственно "Body Of Sin". Cюрпризов тут масса, вместо прежнего неоклассического этериала диск оказался ближе скорее к дарк-фолку, а точнее к тому, что сейчас делают ORDO ROSARIUS EQUILIBRIO - что в целом не удивительно, так как Peter давно дружен со своим однофамильцем Thomas’ом Pettersson’ом, который, как мы все знаем, и есть человек, скрывающийся за названием ORDO ROSARIUS EQUILIBRIO. Вместе с тем, свойственная ARCANA неоклассичность не исчезла, она просто трансформировалась и слегка видоизменилась, но вот то, что практически исчезло, это характерная ethereal'ность звучания, так как Peter теперь сам полюбил петь и женского вокала стала гораздо меньше. Вообще, ARCANA теперь похожа на более дарк-фолковый и облегченный вариант некогда побочного, а теперь чуть ли не основного проекта Peter'а Pettersson'а SOPHIA. Pедко когда синглы самостоятельно тянут на законченное музыкальное произведение - несмотря на то, что весь диск звучит лишь 18 минут, слушать его можно как настоящий альбом! Это, конечно, говорит и о таланте, и о качестве музыки. Вышел сингл в коллекционном виниловом издании тиражом 1000 экземпляров и на CD (маленький, трехдюймовый компакт-диск) тиражом 3000 штук.
В последние несколько лет Peter Pettersson забросил свой основной проект ARCANA и сконцентрировался на более брутальном и мрачном сайд-проекте SOPHIA. К счастью, забросил он его не окончательно, так что спустя три года с момента выхода последнего диска "The Last Embrace" мы имеем шанс насладиться новым ethereal/neo-classic шедевром. Хотелось бы прибавить слово "эпический", но звучать оно будет неказисто из-за того, что продолжительность альбома всего 38 минут. Впрочем, малый хронометраж с лихвой компенсируется качеством музыкального материала. Вообще, поразителен выход этого диска в то время, когда стиль этериал, похоже, окончательно и бесповоротно скончался.
Как бы ни пытался Peter избежать сравнений с DEAD CAN DANCE новый альбом невозможно не сравнить с творчеством культовой готической группы - особенно характерны трэки "Lovelorn" и "Innocent Child", вызывающие прямые ассоциации с композициями DCD, на которых поёт Брэндан Пэрри. Музыкальная основа по-прежнему неоклассическая, однако мужской вокал теперь доминирует - конечно, для ethereal женский вокал более характерен, но тут как раз тот случай, когда мужской вокал придаёт своё уникальное очарование музыке. Кроме того, новый альбом ближе к классическому neo-classic/ethereal, чем предыдущие работы, благодаря минимальному использованию перкуссии и акцентам на нео-классических пассажах - так что тем, кто скучает по славным временам, когда STOA, ANCHORAGE и прочие группы с лейбла Hyperium правили балом, этот альбом однозначно рекомендуется!
В 2004-м году ARCANA отметила десятилетний юбилей. Ее лидер Peter Peterson входит в новый этап жизнедеятельности группы полностью обновленным - у него новая фамилия (Bjargo), новый лейбл Erebus Odora (сотрудничество с бессменным, казалось бы, Cold Meat Industry было разорвано еще летом 2003 года) и, наконец, он выпускает новый альбом "The New Light".
Релиз этот более чем необычен. Начиная с удлиненного подарочного пака и заканчивая, собственно, самим содержанием диска. "The New Light" отчеркивает и осмысливает десятилетний период творчества ARCANA и слушается практически как The Best Of, но при этом две трети композиций - не издававшиеся ранее треки. На альбоме впервые публикуется старые неизданные композиции, но при этом диск не становится сборником нереализованного старья, интересного лишь фанатам-коллекционерам. Наоборот, при прослушивании хочется воскликнуть "да где же, черт возьми, этот материал пылился все эти годы!?!".
Также релиз содержит несколько альтернативных версий уже известных композиций ARCANA. Несмотря на такой, казалось бы, разношерстный материал, Питеру удалось очень гармонично сплести паутину альбома, попав в которую с первыми звуками диска, невозможно вырваться до последней секунды. Альбом слушается на одном дыхании, ведь композиции предельно лаконичны и интересны. На диске попросту нет слабых, затянутых или лишних треков - в воображении слушателя все они сливаются в одну большую эпическую картину развития группы, а последний самый интригующий трек возможно приоткрывает нам ее будущее. Ведь может быть именно в таком ключе будет звучать их следующий альбом...
Диск без сомнения будет интересен не только поклонниками творчества группы, но и идеально подойдет для первого знакомства с печальным миром музыки ARCANA.
Нет, это не новый альбом RAJNA, и не их коллаборация с LES SECRETS DE MORPHEE - AM'GANESHA'N, и не VAS, Azam Ali или Greg Ellis, и не братья из бывшей Югославии - STELLAMARA, окончательно подпавшие под влияние традиций Востока...
Так что же это? Если бы диск был без обложки и, хуже того, не было бы никаких аннотаций и новостей, то я бы ни за что не догадался, что это - новая работа легендарной шведской формации ARCANA. В вероятность такого развития событий я просто до сих пор не могу поверить! Бывшие сами примером для подражания многим группам, эталон мелодичной и возвышенной музыки, ARCANA опустились до совершенно невыразительного и заурядного этно-эмбиента. Лишь редкие бессловесные подпевки на паре треков вместо ангельских голосов прошлых работ и малоприятная компенсация в виде множества видов перкуссии и этнических инструментов. Былая романтика и атмосфера средних веков растворились в жарком мареве восточной музыки, dark ambient-ный ландшафт вытеснили ориентальные вариации. Конечно, принимая во внимание уход с лейбла Cold Meat Industry и предыдущий альбом "The New Light (10 Year Anniversary)" можно было предполагать что-то подобное, но как тогда объяснить впечатление полной бездушности музыки по отношению к слушателям? Притока новых почитателей творчества после выхода "Le Serpent Rouge" вряд ли стоит ожидать, а тем, кто не слышал ARCANA, стоит обратить внимание в первую очередь на их ранние работы.
Не так давно нашему вниманию была представлена новая работа шведского проекта ARCANA c интригующим названием "Le Serpent Rouge" ("Алая Змея"), и должен заметить, что она оставляет массу приятных но, в тоже время, противоречивых впечатлений. Не могу сказать, что я был поражен, услышав предложенный на альбоме материал (учитывая смену выпускающего лейбла и предыдущую юбилейную компиляцию), но удивление все же присутствовало.
Музыкальное плотно "Le Serpent Rouge" соткано из восточных мотивов, сквозь знойное марево которых визуально просачиваются песчаные барханы и высоко торчащие шпили мечетей, устремленные к безоблачному небу. Характерные перкуссионные ритмические рисунки и звучание множества примененных при записи этнических инструментов завладевает сознанием слушателя, завораживает в своем безудержном танце и уводит в бескрайние пустынные ландшафты...
Как и все предыдущие, эта работа ARCANA выполнена в безупречном, уже давно зарекомендовавшем себя качестве - но все же меня не оставляет ощущение некоторой обделенности в виду полного отсутствия былой темной средневековой атмосферы со струящимися во мраке протяжными голосовыми распевами. Однако, я предпочту принять этот творческий виток коллектива и его переход к новой жанровой принадлежности и наслаждаться музыкой, представленной на изысканном пространственном ethno ambient-холсте "Le Serpent Rouge". Пусть в ином формате, но это по-прежнему чувственная и поражающая своей красотой музыка, в которой музыканты реализовали свои взгляды и ощущения. Возможно, это творческие эксперименты и поиски чего-то нового внутрии себя - все когда-нибудь меняется, а творческий гений не может следовать проторенным путем, ему просто необходим глоток свежего воздуха и новая палитра красок.