Земля германцев нашпигована - или принято считать, что нашпигована - поющими дивами всех мастей и калибров еще со времен звезды 30-х цары леандер; а возможно, с эпохи еще более отдаленной, когда на скале над могучим рейном сидела задумчивая дива по имени лорелея (в сверкающей одежде из самого модного готик-шопа) и своими true gothic songs вселяла в окрестных селян чувства, которые ни за что не появились бы у них самостоятельно. однако дивы элементарно стареют, и потому вакансии в этом цеху открыты всегда. тем не менее, вовсе не все обладательницы "heavenly voices", ангельских голосков - дивы. равным образом, свойство "порочности" вовсе не обязательно требуется от голоса собравшейся петь дивы. а что тогда? особая, острая эмоциональность, когда интонации пения передают сражение между различными полюсами - между горечью и сладостью, силой и смирением, ностальгией и надеждой, милосердием и безжалостностью, ревностью и великодушием и т.д. коротко говоря, драматизм. вышедший год назад альбом synth-gothic трио L’AME IMMORTELLE "dann habe ich umsonst gelebt" показал - прежде всего благодаря таким вещам, как "judgement" и "voiceless" - что вокалистка соня краусхофер (sonja kraushofer) обладает одним из наиболее выразительных голосов на всей нынешней "черной сцене". было признано, что ее вокальные возможности гораздо шире потребностей клубной музыки. но в своей основной группе соня появляется далеко не во всех песнях. не потому ли столько шума вызвало само известие о ее сольном (да вдобавок акустическом) проекте? занятная компания подобралась в PERSEPHONE помимо сони - два участника JANUS причем один из них, тобиас ган (tobias hahn), известен еще продюсированием SOPOR AETERNUS SAMSAS TRAUM MANTUS и др. (собственно, на студийной сессии L’AME IMMORTELLE и произошла историческая встреча сони и тобиаса.) кроме них - live-виолончелист того же JANUS и беглый гитарист CHRISTIAN DEATH (состава 1999 года). особая статья - венский художник йоахим лютке (joachim luetke), в своей основной сфере интересов продолжатель дела х. р. гигера. для PERSEPHONE он придумал диджипак в форме раскладывающегося на четыре стороны креста, открывающего единую картину: стильную фантазию на тему знаменитого "острова мертвых" бёклина. белесый и зеленоватый тона, остров с кладбищем в меланхоличном тумане, траурные кипарисы, тихий пролив; а над проливом - большая-пребольшая (во весь разворот) медноволосая соня в белом платье, опускающая цветок... (в сети лютке представляют как "художника мэрилин мэнсона", а ведь он еще разрисовал обложки для десятка металлических групп - но вот "художником annihilator" его не называют; как-то это не звучит.) трудно придумать оформление, более гармонирующее с записанной музыкой, сразу создающее необходимое предварительное настроение. знакомство с диском в любом пиратском оформлении - кощунственно. а что же музыка? восхитительно записанные неоклассические пьесы на "настоящих" инструментах (от скрипки до аккордеона, от гитары до гобоя), с лидирующей волнующей душу виолончелью - иногда с четким ритмом, иногда с неясными этюдными "пятнами" - своей перфекционистской аранжировкой соответствуют детальному пению сони. исполнение то замирает и слабеет в жалобах и сожалениях, то наполняется силой преодоления, то вызывает ощущение рождественских сказок. история повторяется! как и на упомянутом альбоме L’AME IMMORTELLE наиболее запоминающиеся вещи - не типичные для альбома в целом. пряная, щемящая "reflection" своей театральной ретро-атмосферой может напомнить и французский шансон, и шарманку папы карло, и тот же SOPOR AETERNUS но лично мне ближе ассоциации с "трехгрошовой оперой" брехта-вайля. но особо отмечу "the man who swallowed my soul" - песня невероятная, сюжетный (вампирский) боевик с размахом ("он выглядел юным,/ но взгляд был так стар./ от льда его рук / меня бросило в жа-а-а-а-а-а-а-р..."). беспокойство от этой песни заставит вас нажимать на кнопку "repeat" еще и еще. но похоже, что соня, привыкшая, что от нее ожидают жалостливые балладки, до сих пор не освоится со своим голосом: "как? Я и так могу спеть?" можешь, соня, можешь - только пой. хватит этих "прекрасных принцев" (трек 7 - "beautiful prince") и "зажженных свечей", больше подходящих для школьной тетрадки со стихами. от лирики можно было бы абстрагироваться, ведь ее задача здесь - только способствовать созданию настроения (вообще, PERSEPHONE в еще большей степени, чем L’AME IMMORTELLE - воплощение "чистой эмоциональности", которой даже как бы и не полагается быть особенно интеллектуальной), но некоторая эмоциональная "невзрослость" в паре вещей создает кое-где едва заметные "провисания". голос - такая штука, что каковы его характеристики, таковы и должны быть, для максимальной реализации, песни. по сути, вокал сони того же плана, что и вокал александра вельянова (alexander VELJANOV из daine lakaien: оба могут хоть modern metal петь, голос все равно будет волновать слушателя. но на самом деле оба - исполнители "готического шлягера" (такое обозначение вполне подходит для вельяновской "dark star"), и именно в области gothic-pop у них получаются лучшие результаты. не значит ли это, что отмеченные мной песни определяют действительное вокальное амплуа сони? поэтому проблема собственного - не "в интересах L’AME IMMORTELLE и не "в интересах JANUS - репертуара будет стоять перед ней все острей. мои рассуждения - самые общие и не являются критикой прекрасного альбома "home", открывающего в рамках застоявшейся готики нечто своеобычное. без PERSEPHONE любой gothic-top этого года будет выглядеть смехотворным. соня начала петь с L’AME IMMORTELLE в семнадцать лет. к 23 годам записано четыре альбома с основной группой и один - с собственным проектом. но что-то подсказывает мне, что все только начинается!