"конвенциональная мудрость" уместится в любых культурных рамках; нет против нее противоядия. помните, когда два молодых негодяя с ногтями, выкрашенными черным лаком, расстреляли учащихся columbine high school, и пресса сперепугу приняла их за goth’ов, американские любители анны райс и брендана ли-ворона открестились не только от насилия и негодяев, но и (подходящий случай) от MARILYN MANSON "мы поклоняемся красоте и романтике 19-го века, а не безобразию и уродству." другой сорт - почитатели антона шандора лавея - объясняют, что их настоящие собратья-сатанисты культивируют здоровье, силу и витальность, а не склонность к саморазрушению. еще: юноша-интеллигент "в очках и в свитере" скажет, что мэнсон - худшее, наиболее вульгарное явление масс-культуры. свой среди чужих, чужой среди остальных, мэрилин мэнсон выпустил давно обещанный "holy wood". завершающая часть трилогии, начатой "antichrist superstar" (1996) и "mechanical animals" (1998). двадцать песен без одной. неслыханно роскошный буклет и исключительно сочный звук. программа-заставка загружает с сайта interscope черно-белый видеофрагмент со вскрытием "человека, похожего на мэрилина мэнсона". итак, разве не интересно разгадывать загадки, хотя бы и такие? для этого надо заглушить шум чужих голосов, амбиций, стереотипных мнений ("мэнсон - это элис купер 30 лет спустя"; коммерсант, нашедший свой способ делать деньги и т.д.), забыть об mtv и о фэнах-тинэйджерах… буклет, помимо текстов песен, фотографий пяти участников группы, девяти жутких карт таро и алхимической символики содержит отрывок из паталогоанатомического отчета и изображение человека, у которого из дырки в темени торчит цветок розы. этот многозначительный знак (ассоциации - от известной тибетской практики до розы и креста) призван заявить: мэнсон окончательно "мертв для мира". какую музыку подкидывает он нам в период своей трансформации? быстрые и среднетемповые боевики заметно утяжелились, и, может быть, поэтому среди них нет таких же броских хитов, как "the beautiful people", "the dope show", "mechanical animals" или "i don’t like the drugs". при домашнем прослушивании более выигрышным оказывается леденящее "балладное" звучание - таких вещей необычно много для мэнсона; именно оно, пожалуй, определяет лицо альбома. минорные декадентские гармонии компенсируют даже панковскую доходчивость и хэви-металлический саунд быстрых вещей, полных свирепого лиризма. фаворит находится сразу: неземной "narcissus narcosis" (и еще несколько песен). не приходит ли точно так же само собой и понимание мэрилина мэнсона? секрет - в его духовном типе, для осознания которого достаточно некого "чутья", совсем немного личной тоски по могущественному и волшебному. в его духовном типе, лиричном и разрушительном, в ностальгии, вступившей в парадоксальное противоборство с действительностью, находят объяснение и "чрезмерность", и "мания раcпятия", и заметная в поведении склонность к символам, игре, загадкам. в коричнево-золотистом пространстве буклета (то ли запретный гримуар, то ли стены храма) все образы включены в некое единство, универсум - чтобы продать, это нужно сначала иметь. по сути, мэнсон перенес на поп-сцену заветные идеи антонена арто. "признавая или не признавая этого, сознательно или бессознательно, но, в сущности, именно поэтическую, трансцендентальную сторону жизни ищет публика в любви, в преступлении, в наркотиках, в войне и в бунте ". шоу группы дает публике все эти ингридиенты …без необходимости прибегать к ним ко всем буквально. теперь уже очевидно: социальное имеет здесь определенный подтекст. "дело не в том, чтобы непосредственно вывести на сцену метафизические идеи, а в том, чтобы вызвать искушение, некую тягу к этим идеям" (а. арто). кто еще сегодня в состоянии увлечь действительно необычными образами обычного зрителя? примите во внимание свидетельство alejandro jodorowsky, гениального режиссера "святой горы", уже оценившего визионерскую силу искусителя мэрилина: "his clips (videos) are very artistic. …he’s something who is further than a human being. and that is important. …all the time he is an actor, he’s a transvestite, but not woman, he a transvestite of something that is not human. …his interviews are literally fantastic. i think he is a kind of genius, literally..." cотрудничество этих двух личностей уже анонсировано. нынешний альбом, наиболее зрелый в дискографии MARILYN MANSON убеждает: мэнсон - из того же необыкновенного ряда, что и ходоровски или кеннет энгер. возьмет ли он следующий рубеж или превратится в "элиса купера" - посмотрим. а для слушателя и зрителя путь к "святой горе" ("holy montain") будет теперь пролегать через "святой лес" ("holy wood"), полный непостижимых приключений.