Бабочка-психея с васильково-бархатными, блестящими крыльями, пришпиленная на новом - уже восьмом - альбоме PROJECT PITCHFORK неожиданно напомнила о другом коллективе, в чьем имени значится слово "душа". беспокойство, навеянное мерцанием крыльев, не может быть кем-нибудь объяснено... кроме того, есть совсем невзрачная розоватая бабочка со старого альбома AMBER ASYLUM "the natural philosophy of love" - слившаяся с деревом, с бескрайними сумерками. творчество thomas rainer, sonja kraushofer и hannes medwenitsch - все вместе венское трио l’ame immortelle - такое же обманчивое, как эта дремлющая бабочка… "dann habe ich umsonst gelebt" ("напрасно ли я жил?"), четвертый альбом, содержит двенадцать переполненных пряностями и печалью боевиков плюс заново отреставрированный хит "life will never be the same again" и является - как не забывает сообщать thomas rainer - концептуальным. концепцию (или, скорее, жанровую условность) - запечатлеть воспоминания и моральные сомнения неизлечимо больного персонажа - иллюстрируют кадры жизни-кинопленки, помещенные в буклете, выдержанном в отрешенных тонах темной охры. Чем этот диск отличается от предыдущих? напомню, любимый многими звук l’ame immortelle - четко оконтуренные жесткими, рациональными, подвижными, колючими electro-битами переливчатые, торжественные, в увядающих тонах виньетки synth-gothic (новейшая музыкальная инкарнация техники югендстиля!); очень драматичная, в духе dark wave, перекличка чистого и эмоционального пения sonja и агрессивного, искаженного вокала thomas - был зафиксирован на первых двух альбомах. на третьем коллектив то ли решил охватить более широкую аудиторию, то ли пошел на поводу у публики. вы хотите еще музыки для танцпола? вам больше всего нравятся баллады в исполнении sonja kraushofer? вот вам sonja! общедоступное звучание, минималистичный, камерный synth-pop с преобладанием среднетемповых и замедленных вещей - хорошо для другой группы, но для l’ame immortelle это снижение. к счастью, нынешние венские кружева на "dann habe ich umsonst gelebt" сплетены из более прочных нитей: силовой, энергичной вокальной подачи, разрывающихся сгустков шумов, кружащего шаманского ритма. вот, например, "was halt mich noch hier": барабаны удар за ударом расшатывают стены, наложенные вокалы образуют мощный скандирующий хор - словно это какая-то застольная песня звучит с вышины, из раскатов грома. или: готическая колыбельная "licht und schatten" (о "высочайшем троне", о чуде, ощущаемом в "глубочайшей ночи", о неисповедимых путях), в которой ясный голос sonja вызывает к жизни некий привораживающий архетип женственности, словно пришедший из графики альфонса мухи. а такой вещи, как "voiceless" позавидует мэтр демонического эротизма philippe fichot со своей eliane p.: странные полувсхлипы-полузавывания sonja на фоне шума злобных креатур, разгоняясь, получают мрачную поддержку thomas. отмечу также лихой шлягер "slut" в исполнении thomas с миленьким припевом: "you’re just a slut with no honour and no pride/you’re just a slut and is time for you to finally confide". итак, в чем-то новое творение группы вполне в духе предшественника (округлые, мягкие звуки вместо отчаянных штыковых атак electro), но запись получилась с такой упругой, неиссякающей моторностью, с продуманным распределением нюансов, отточенным мелодизмом и будоражащим вокалом, что в совершенстве удалось "смикшировать" дискотеку и сеанс гипноза. интересно, как l’ame immortelle будут развиваться дальше? не пора ли теперь thomas rainer вернуть в группу хотя бы часть индустриального звучания, инвестированного в его сайд-проект SIECHTUM Чтобы в дальнейшем уйти от самоповторов, от превращения в "общее место" (именно из-за отменности, "пиковости" последней работы), есть, на мой взгляд, подходящий рецепт: сплавить с нынешним беспроигрышным динамизмом и прилипчивой мелодикой нечто более структурированное, более футуристическое, что придало бы сумме двух частей качество универсальности, не зависящей от того, какая это по счету пластинка. в этом "будущем из стали и слез" (название одного из ранних альбомов), в этом возможном элизиуме l’ame immortelle безжалостные прямые линии технократических панорам служили бы надежными несущими конструкциями для обоятельно-тривиальных наигрышей, "глубочайших ночей", для клубной молодости и пышной, чисто австрийской тоски…