Воскрешение великого пана, который, как известно, "умер", уже лет двести как стало некой традицией, цеховой задачей среди литераторов, музыкантов, художников определенного склада, искателей поэзии на темной стороне луны. теперь к этой линии присоединились два француза, patrice roques и patrick lafforge, вместе известные как STILLE VOLK в связи с этой группой существует недоразумение, вызванное проблемой распространения необычной, межжанровой музыки в системе, где все сводится к тому или иному формату. holy records, на котором STILLE VOLK благополучно выпустили все три альбома, никак не назовешь "отсталым", "тупым"; напротив, они активно поддерживают моду последних лет среди металл-лейблов издавать, помимо обычных "блэк", "дэт", "дум" и "пауэр" этикеток, нечто, ни в какие металлические ворота не лезущее, но призванное повысить интеллектуальный статус издателей (другой пример такого лейбла - французский же adipocere records). однако что хотите, но среда хедбангеров (в которой и распространяются преимущественно такие "странные" альбомы), за редким исключением, не является подходящей публикой для подобной, требующей неспящего различения, музыки. с другой стороны, представители иной сцены, прежде всего готической (на которой у STILLE VOLK найдутся собратья в виде медиевальных коллективов) могут отнестись с подозрением к группе, пришедшей с металл-лейбла. на мой взгляд, при внимательном знакомстве с актуальным альбомом "satyre cornu" ("рогатый сатир") все сомнения должны рассеяться сами собой. очень плотное, насыщенное звучание множества средневековых инструментов, чье перечисление для любителей уже как стихи (среди струнных - арабская лютня, средневековые предшественницы скрипки, псалтерион; духовые и перкуссионные инструменты с такими же благородными "дворянскими" именами) - и такое же насыщенное, тревожное (но вместе с тем с подъемом и с особой радостью) пение, вместе создающие очень артистичную атмосферу. по духу это слегка напоминает matutina noctem c их известным у нас альбомом "anima meam". среди авторов текстов - провансальские трубадуры 12 века: бернар де вантадур и воин-поэт бертран де борн, тот самый, которого данте в одном трактате хвалит за пассионарность, а в своей комедии помещает фактически за нее же в девятый ров восьмого круга ада, где феодал-стихотворец обречен нести перед собой собственную голову вместо светильника. десятая вещь неожиданно оказывается кавером песни iron maiden 1983 года. но никакой пошлости вроде "apocalyptica plays metallica". напротив, эта причуда - самая яркая песня альбома. друзья перевели ее на старофранцузский и превратили, перештукатурив, в кансону 12 века. но большую часть вещей сочинили сами patrice и patrick. концептуальность альбома легко отслеживается по названиям: вот великий пан пробуждается ("le reveil de pan"), а вот он мстит за гибель природы ("la vengeance de pan"). Чудесное оформление, для которого взяты рисунки из средневекового бестиария. на шестой странице буклета помещены, например, пляшущие жабы. в песне, соответствующей рисунку ("les crapauds"), эти существа вовлекают протагониста в свой пародийный, магический хоровод во славу пана. в целом можно сказать, что все три альбома интересны по-своему, благодаря собственному своеобразию. уже на первом ("hantaoma", 1997) доказано умение отстранять народные мелодии, с одной стороны, усложняя их структуру, с другой - наполняя необычными тембрами и голосами. на втором ("ex-uvie", 1999) элементы металла и прогрессива были значимы вовсе не сами по себе, но как элементы для создания странной смеси фольклора и авангарда. и все же нынешний альбом - самый удачный и наиболее концептуальный (за счет единства музыкальных, текстовых и визуально-оформительских средств), что в данном случае означает: более поэтический. воскрешен ли великий пан? да: знаки, символы, метафоры высвободились из заточения и вновь предстали для чьего-то жадного взора. STILLE VOLK - современный проект и играет "свое собственное" средневековье. patrice roque и patrick lafforge представили фолк-музыку в лучах темной романтики. на последнем выпуске популярной медиевальной компиляции "miroque" STILLE VOLK оказались в компании CORVUS CORAX freiburger spielleyt, SARBAND HEKATE и др. можно считать вопрос о жанровой принадлежности группы решенным: они не металлисты, они - артисты.