Воскрешение великого пана, который, как известно, "умер", уже лет двести как стало некой традицией, цеховой задачей среди литераторов, музыкантов, художников определенного склада, искателей поэзии на темной стороне луны. теперь к этой линии присоединились два француза, patrice roques и patrick lafforge, вместе известные как STILLE VOLK в связи с этой группой существует недоразумение, вызванное проблемой распространения необычной, межжанровой музыки в системе, где все сводится к тому или иному формату. holy records, на котором STILLE VOLK благополучно выпустили все три альбома, никак не назовешь "отсталым", "тупым"; напротив, они активно поддерживают моду последних лет среди металл-лейблов издавать, помимо обычных "блэк", "дэт", "дум" и "пауэр" этикеток, нечто, ни в какие металлические ворота не лезущее, но призванное повысить интеллектуальный статус издателей (другой пример такого лейбла - французский же adipocere records). однако что хотите, но среда хедбангеров (в которой и распространяются преимущественно такие "странные" альбомы), за редким исключением, не является подходящей публикой для подобной, требующей неспящего различения, музыки. с другой стороны, представители иной сцены, прежде всего готической (на которой у STILLE VOLK найдутся собратья в виде медиевальных коллективов) могут отнестись с подозрением к группе, пришедшей с металл-лейбла. на мой взгляд, при внимательном знакомстве с актуальным альбомом "satyre cornu" ("рогатый сатир") все сомнения должны рассеяться сами собой. очень плотное, насыщенное звучание множества средневековых инструментов, чье перечисление для любителей уже как стихи (среди струнных - арабская лютня, средневековые предшественницы скрипки, псалтерион; духовые и перкуссионные инструменты с такими же благородными "дворянскими" именами) - и такое же насыщенное, тревожное (но вместе с тем с подъемом и с особой радостью) пение, вместе создающие очень артистичную атмосферу. по духу это слегка напоминает matutina noctem c их известным у нас альбомом "anima meam". среди авторов текстов - провансальские трубадуры 12 века: бернар де вантадур и воин-поэт бертран де борн, тот самый, которого данте в одном трактате хвалит за пассионарность, а в своей комедии помещает фактически за нее же в девятый ров восьмого круга ада, где феодал-стихотворец обречен нести перед собой собственную голову вместо светильника. десятая вещь неожиданно оказывается кавером песни iron maiden 1983 года. но никакой пошлости вроде "apocalyptica plays metallica". напротив, эта причуда - самая яркая песня альбома. друзья перевели ее на старофранцузский и превратили, перештукатурив, в кансону 12 века. но большую часть вещей сочинили сами patrice и patrick. концептуальность альбома легко отслеживается по названиям: вот великий пан пробуждается ("le reveil de pan"), а вот он мстит за гибель природы ("la vengeance de pan"). Чудесное оформление, для которого взяты рисунки из средневекового бестиария. на шестой странице буклета помещены, например, пляшущие жабы. в песне, соответствующей рисунку ("les crapauds"), эти существа вовлекают протагониста в свой пародийный, магический хоровод во славу пана. в целом можно сказать, что все три альбома интересны по-своему, благодаря собственному своеобразию. уже на первом ("hantaoma", 1997) доказано умение отстранять народные мелодии, с одной стороны, усложняя их структуру, с другой - наполняя необычными тембрами и голосами. на втором ("ex-uvie", 1999) элементы металла и прогрессива были значимы вовсе не сами по себе, но как элементы для создания странной смеси фольклора и авангарда. и все же нынешний альбом - самый удачный и наиболее концептуальный (за счет единства музыкальных, текстовых и визуально-оформительских средств), что в данном случае означает: более поэтический. воскрешен ли великий пан? да: знаки, символы, метафоры высвободились из заточения и вновь предстали для чьего-то жадного взора. STILLE VOLK - современный проект и играет "свое собственное" средневековье. patrice roque и patrick lafforge представили фолк-музыку в лучах темной романтики. на последнем выпуске популярной медиевальной компиляции "miroque" STILLE VOLK оказались в компании CORVUS CORAX freiburger spielleyt, SARBAND HEKATE и др. можно считать вопрос о жанровой принадлежности группы решенным: они не металлисты, они - артисты.
Один из редких примеров группы, что родом из метал субкультуры и при этом играет вполне вменяемую и интересную музыку не в метал стилистике. можно обвинять меня в предвзятости, но это действительно скорее исключение, нежели правило - приятно слушать альбом, где и следов нет так называемого пресловутого "металлизма". сами участники коллектива хвастаются в интервью широким спектром пристрастий - от heavy metal и death/thrash до medieval и synth-goth - да в основном жалуются на лэйбл holy, занимающийся раскруткой групп лишь в метал субкультуре - действительно, благодаря практически отсутствующему пересечению готических и метал каналов дистрибуции и промоушена, STILLE VOLK мало известны в gothic субкультуре, хотя, конечно, заслуживают большего. врать не буду - первые два релиза этого французского проекта, образовавшегося в 1994 году, я даже не смог дослушать до конца, и уже к счастью совсем не помню, что на оных было представлено, однако новый релиз весьма интересен. альбом инспирирован языческими преданиями о пане и в музыкальном плане представляет собой нео-фолк/medieval, хотя и с некоторыми сюрпризами. например, после двух вполне аутентичных трэков "le satyre cornu" и "rassa tan creis" следует забойный дэнс-мидивал с чуть ли не гроулинг вокалом - ещё бы тяжелые гитары добавить и TANZWUT с IN EXTREMO получится. вообще, некоторый "забой", свойственный метал эстетике, проскакивает хотя бы в тех моментах, когда дуэт начинает в диком темпе наяривать по своим лютням и мандолинам. (кстати, при записи использована дикая куча инструментов, и звучание получилось весьма богатое и интересное.) своеобразным апофеозом альбома является композиция "adoumestica una terro", кавер "to tame a land" iron maiden - лирика переведена на французский, а исполнение - из области виртуозного инструментально насыщенного нео-фолька. не подумайте, что я пытаюсь как-то очернить этот проект - в целом альбом мне очень понравился, просто после прослушивания большого количества весьма аутентичных и академических medieval проектов внимание акцентируется на таких забавных элементах, как описаны выше. диск предоставлен независимой дистрибуцией
Четвертый альбом французов Patrick Lafforgue и Patrice Roques оказался не так прост, как предшествующий "Satyre Cornu", изобиловавший ритмичными хитовыми композициями, от которых ноги сами пускались в пляс, но также концептуален. Центральной темой избрано колдовское путешествие в мире преданий и легенд и приобретение магического знания (само слово "maudat" взято из диалекта южной части Франции - Аквитании и в примерном переводе означает "дарованное колдовство"), а посему музыка стала чуть спокойнее и не повергает в неистовый вихрь танца; но и здесь по-прежнему используется множество аутентичных инструментов, отличная перкуссия и чуть-чуть синтезаторных звуков и, надо сказать, что синтез наследия бретонской, галисийской, ирландской музыки выполнен как всегда удачно, не хуже их именитых соотечественников TRI YANN. При прослушивании "Maudat" перед моим внутренним взором, словно выплыв из тумана древности, возникал причудливый мир старинных французских легенд и сказок, наподобие преданий о затонувшем городе Ис и Анку-Смерти, могиле Мерлина и "камнях фей" - менгирах и дольменах, оборотнях и волчьих пастырях, гримуарах ведьм и коте Матаготе. Да, порой музыкальная атмосфера сгущается, тревожит воображение как истории (а по сути своей, немного обработанный фольклор) из пугающей книги Клода Сеньоля "Сказания о Дьяволе", знаменитого французского писателя и собирателя народных сказаний и верований, и звучит как саундтрек к тайному собранию нечистой силы где-то в лесной глуши или горном ущелье (эту роль с успехом выполняет композиция "Orgasme Tellurique"), но, как известно, всякое наваждение исчезает с первыми лучами рассвета, и завершает этот темный экскурс в глубь веков довольно позитивная мелодия 12 века "Calenda Maya" провансальского музыканта Раймбаута (Raimbaut de Vaqueriras). Остается только воздать должную похвалу Патрису и Патрику и надеяться, что в будущем они еще не раз порадуют нас интересными работами.