Спустя 10 лет, прошедших с момента записи, первый альбом CAPRICE, успевший стать раритетом для поклонников их творчества, наконец-то переиздан на cd. Но ни столь долгий срок, равно как и многочисленные противоречивые отзывы о нем, ни в коей мере не уменьшают ценность материала, ставшего фундаментом для дальнейшего развития и совершенствования коллектива. Кроме того, важен он еще и как память об участниках раннего состава - флейтисте Антоне Кобозеве и виолончелисте Евгении Кочате, погибших со многими другими заложниками во время штурма в октябре 2002 года театрального центра на Дубровке. Удивительная даже для наших дней запись, особенно, когда речь идет о российской сцене, воскресила в моей памяти сладостную горечь сольных работ NICO (знакомой многим по совместной работе с THE VELVET UNDERGROUND) - не менее удивительного и полузабытого пласта музыкальной прото-материи, задолго до явления миру талантов COCTEAU TWINS, DEAD CAN DANCE, BJORK и PORTISHEAD, сочетавшего в себе разнообразные элементы, которые потом откроются и станут известны в характерных для упомянутых (и не только для них) коллективов стилистиках: изломанный ритм, гитарная психоделичность, высокий, множащийся эхом вокал, и неофольклорные вариации. В "Зеркале" отражается примерно такой же мир - борьба с внутренними демонами, поиск гармонии в традиционной музыке и обретение знаний эльфийского мира. Еще не ставшее той самой "elvenmusic", звучание альбома обнаруживает первые продвижения к этой концепции на треке "Вальс" (на слова Дж.Р.Р. Толкиена), читаемых в причудливом узоре духовых и смычковых аранжировках ("Над городом дым"). Ровные волны басовых линий, незаметно катящиеся среди хитрых перкуссионных ходов, практически полностью растворенные в сложном сочетании неоклассицизма и стилизаций под фольклор, придают дополнительный шарм и отточенность смысловых акцентов, расставляемых музыкантами в особо трагичных моментах композиций, над которыми подобно распевам славянской богини Лады, очутившейся в мрачном мире современных городов, и зовущей своих детей, закованных в техногенную тьму урбанистического быта, вернуться к простой красоте полей и родников или хотя бы вспоминать почаще об их существовании, струится изящная печаль вокальных партий, исполняемых Инной Брежестовской. Барочное изящество клавишных переливов и капель воды в подземных гротах, холод ветра и колокольный звон, жестокие сказки и древние легенды, трагические аранжировки в лучших традициях STOA и теплая акустика работ FLEUR, вибрации струн эоловой арфы и светлые тона народной музыки - ассоциации можно продолжать до бесконечности, но лучше один раз услышать "Зеркало", чем читать все написанное о нем.
Нарастающее напряжение от ожидания бонус-трека - ремикса DVAR на композицию "Вальс", анонсированного в прессе как своего рода видение троллями и гномами эльфийской музыки, благополучно разряжается в атмосфере минималистичной электроники и забавных возгласов неизвестных науке насмешливых существ, отметая прочь все сомнения в былом мрачном буйстве, и вписавшийся в эстетику альбома безо всякого ущерба основному материалу. Таким образом, еще одна из сберегаемых CAPRICE жемчужин из разрозненного ожерелья их дискографии стала доступна слушателям и, будем надеяться, что остальные неизданные их произведения однажды восполнят эти пробелы.