LAIBACH давно уже похожи на чаньских патриархов, путешествующих на журавлях: все, что они делают, отмечено печатью классичности и авторитетной "древности". Разве семь лет для патриархов – срок? Именно столько лет прошло после выхода альбома "Jesus Christ Superstars", и все это время на сайте висело сообщение о том, что коллектив работает над новой программой. Так сколько там лет Бодхидхарма созерцал стену? За прошедшие годы когда-то жаркие споры о том, "фашисты" они или нет, потеряли актуальность, но отсутствие новых работ ощущалось как вакуум, поэтому "WAT" - один из самых ожидаемых релизов года.
Нашумевший трек "Tanz mit Laibach" – пример типично лайбахианской "непонятки". На первый взгляд, это явный кивок в сторону DAF (род некого трибьюта), что выглядит проявлением слабости. Обычно словенцы выступают в роли "арбитров", которые приходят и расправляются с поп-культурой. Некогда от их руки "пали" BEATLES (кавер "I Me Mine" всегда наполнял меня язвительным торжеством) и ROLLING STONES. Но DAF отчасти играют на том же поле, что и LAIBACH, только масштаб меньше. Так зачем королям заимствовать у принцев? Но оказывается, здесь важно, что DAF переводится как "Германо-Американская Дружба" (очень кстати). Эта дружба, как саркастически комментируют LAIBACH, зародилась в годы Второй мировой войны, так что данный трек – очередной "индустриальный" кукиш, очередное "тухлое яйцо", брошенное в западного Большого Брата.
Однако, если быть честным, песня – штука куда более "весомая", чем объяснение того, зачем она появилась на альбоме. Как бы то ни было, сингл "Tanz mit Laibach" (и яркий клип) привлек внимание к группе очень многих.
Другой трек, о котором необходимо упомянуть – кавер словенской группы SIDDHARTA под названием "B Mashina". Забавно проследить эволюцию от добротного национального рока оригинала к нынешнему каверу с его чувством широкой поступи через ремикс, сделанный LAIBACH тогда же, в котором уже есть острое пульсирование звездных скоплений. Возникает ассоциация с неким захватывающим скай-фай трэшем - как будто отважная субмарина в дебрях хищного и всемогущего эона ищет проход между мирами. Трек посвящается балканскому ученому Ноордунгу, предлагавшему построить космическую станцию и переселить туда всех словенцев, чтобы защитить их от исторических катаклизмов. Итак, без такого измерения, сочетающего футуризм и всеобъемлющую мечту, была бы непонятна "политическая" и "апокалиптическая" сторона альбома.
Многие радуются: пропали хэви-металлические гитары с "JCS". Чтобы причесать EBM под техно, позвали диджея Умека. А что Умек, разве он указ? Музыкальная часть альбома хороша не тем, что это техно, а тем, что это техно, в которое вложили свои основные приемы LAIBACH ("хоралы", "архитектурный" индустриальный ритм, голос Милана Фриса). То же самое было с "металлом" на "Jesus Christ Superstars".
Металл, техно, любые другие стили - тоже своего рода кавер-версии.
У тех, кто считает, что LAIBACH утратили способность провоцировать в сегодняшнем мире, что их альбом не принес ничего нового, следует спросить: а понимаете ли вы, в чем состоит modus operandi этого коллектива, и вокруг какой "большой идеи" он вращается?
Сначала – о способе действия, затем – об идее.
Когда в "рок-музыку" - со всеми ее гитаристами, постерами, стратокастерами - внедряются идеи из полноценной художественной практики, причем как некие пришельцы, начинающие хозяйничать внутри, в собственных целях, "рок-музыка" сразу начинает выглядеть такой маленькой, такой лилипутской. Но, вероятно, есть в ней и такое, в чем нуждаются "чужаки". В тот момент, когда они обустраиваются насовсем, затягивают поплотнее молнию на своей оболочке, тогда в "рок-музыке" появляется вертикальный остов, мыслящий каркас.
Хотя индастриал – не рок-музыка, так как многое взял у конструктивизма и других авангардистских течений, все же обычно группы выступают от имени интересующих их идей. LAIBACH - а через них NSK (что усилило роль LAIBACH как художественного коллектива внутри рок-музыки) – действовали иначе, они использовали практику деконструкции "тоталитарного искусства", но совсем не так, как это делали в арт-галереях. Там дискредитированную символику было принято развинчивать на безобидные побрякушки, "критиковать". Вместо этого LAIBACH нарочито дистанцировались как от критики, так и от апологии. То, что в результате вышло, не являлось однозначно "советским", "нацистским" или "западным" (словенцы, как известно, остроумно приравняли западную поп-культуру к тоталитаризму), а оказалась всем сразу, точнее универсалистской схемой, моделью тотальности. Но эта модель не была чем-то нейтральным и холодным, она была тайной мечтой словенских художников.
Один давний фильм о LAIBACH начинается картиной вращающейся галактики. В титульной песне нынешнего альбома, в которой горстями рассыпаны сухие звездные уколы, поется: "We are time", а дальше невозмутимо перечисляются грандиозные "вехи" – "от нуля до бесконечности", от "Капитала" до "НАТО" (в данном случае это альбомы), от Маркса до Платона. Тем самым утверждается, что "WAT" находится в "центре" всех их интересов, он обозначает неизменный "фундамент", "ядро". Конечно, это провоцирующая и преувеличенная подача, но она указывает на живой интерес LAIBACH к универсальному порядку, который, по их словам, "остается одним и тем же, существованию которого никогда ничто не угрожает, и который сохраняется всегда. Только этот порядок способен давать жизнь и порождать мир". На обложке альбома лайбаховский крест представлен на фоне вихрящихся туманностей, а в буклете Всадник Апокалипсиса изображен скачущим в голубой дымке по небесной тропе, с кольцами Сатурна над ним. Таким образом, группа вернулась с "аудиоматрицей", с альбомом, который дает возможность лучше понять все созданное ими ранее.
Возразят, что "утопия", "футуризм" – это то, что переплелось с "тоталитарным искусством", короче, это одна из тех готовых идеологем, которыми два десятка лет манипулируют LAIBACH. Почему именно это, а не другое, надо воспринимать всерьез, как нечто, открывающее их "настоящую" позицию? Действительно, зряшное дело - пытаться ухватить LAIBACH "наверняка". Но обратите внимание, к примеру, на девятый трек, "Satanic Versus". В нем на слушателя сыпятся "большие слова" - Цивилизация, Вера, Мир, Свобода. Они скреплены очень простыми синтаксическими конструкциями – т.е. смысл именно в назывании, в порождаемом "грохоте". В принципе, Цивилизация и Мир именно "осыпаются", как известка с потолка (Конец Истории, чего же вы хотите), но сталкиваясь друг с другом, эти "большие понятия" высекают "большие чувства", невидимой линией рисуют "большую идею", "мечту".
Мне нравится воспринимать "WAT" - в нем есть и доля злободневного адреналина - как род произведения, в котором "апокалиптический" и "политический" колорит указывают на то, что за банальностью, за непредсказуемостью современного мира стоит огромное, всеобщее измерение, которое нам невозможно охватить.