Всего рецензий в базе:1571 Новые рецензии Индекс рецензий Поиск Группы |
LAIBACH | ||||
Рецензии на группу
Нашумевший трек "Tanz mit Laibach" – пример типично лайбахианской "непонятки". На первый взгляд, это явный кивок в сторону DAF (род некого трибьюта), что выглядит проявлением слабости. Обычно словенцы выступают в роли "арбитров", которые приходят и расправляются с поп-культурой. Некогда от их руки "пали" BEATLES (кавер "I Me Mine" всегда наполнял меня язвительным торжеством) и ROLLING STONES. Но DAF отчасти играют на том же поле, что и LAIBACH, только масштаб меньше. Так зачем королям заимствовать у принцев? Но оказывается, здесь важно, что DAF переводится как "Германо-Американская Дружба" (очень кстати). Эта дружба, как саркастически комментируют LAIBACH, зародилась в годы Второй мировой войны, так что данный трек – очередной "индустриальный" кукиш, очередное "тухлое яйцо", брошенное в западного Большого Брата. Однако, если быть честным, песня – штука куда более "весомая", чем объяснение того, зачем она появилась на альбоме. Как бы то ни было, сингл "Tanz mit Laibach" (и яркий клип) привлек внимание к группе очень многих. Другой трек, о котором необходимо упомянуть – кавер словенской группы SIDDHARTA под названием "B Mashina". Забавно проследить эволюцию от добротного национального рока оригинала к нынешнему каверу с его чувством широкой поступи через ремикс, сделанный LAIBACH тогда же, в котором уже есть острое пульсирование звездных скоплений. Возникает ассоциация с неким захватывающим скай-фай трэшем - как будто отважная субмарина в дебрях хищного и всемогущего эона ищет проход между мирами. Трек посвящается балканскому ученому Ноордунгу, предлагавшему построить космическую станцию и переселить туда всех словенцев, чтобы защитить их от исторических катаклизмов. Итак, без такого измерения, сочетающего футуризм и всеобъемлющую мечту, была бы непонятна "политическая" и "апокалиптическая" сторона альбома. Многие радуются: пропали хэви-металлические гитары с "JCS". Чтобы причесать EBM под техно, позвали диджея Умека. А что Умек, разве он указ? Музыкальная часть альбома хороша не тем, что это техно, а тем, что это техно, в которое вложили свои основные приемы LAIBACH ("хоралы", "архитектурный" индустриальный ритм, голос Милана Фриса). То же самое было с "металлом" на "Jesus Christ Superstars". Металл, техно, любые другие стили - тоже своего рода кавер-версии. У тех, кто считает, что LAIBACH утратили способность провоцировать в сегодняшнем мире, что их альбом не принес ничего нового, следует спросить: а понимаете ли вы, в чем состоит modus operandi этого коллектива, и вокруг какой "большой идеи" он вращается? Сначала – о способе действия, затем – об идее. Когда в "рок-музыку" - со всеми ее гитаристами, постерами, стратокастерами - внедряются идеи из полноценной художественной практики, причем как некие пришельцы, начинающие хозяйничать внутри, в собственных целях, "рок-музыка" сразу начинает выглядеть такой маленькой, такой лилипутской. Но, вероятно, есть в ней и такое, в чем нуждаются "чужаки". В тот момент, когда они обустраиваются насовсем, затягивают поплотнее молнию на своей оболочке, тогда в "рок-музыке" появляется вертикальный остов, мыслящий каркас. Хотя индастриал – не рок-музыка, так как многое взял у конструктивизма и других авангардистских течений, все же обычно группы выступают от имени интересующих их идей. LAIBACH - а через них NSK (что усилило роль LAIBACH как художественного коллектива внутри рок-музыки) – действовали иначе, они использовали практику деконструкции "тоталитарного искусства", но совсем не так, как это делали в арт-галереях. Там дискредитированную символику было принято развинчивать на безобидные побрякушки, "критиковать". Вместо этого LAIBACH нарочито дистанцировались как от критики, так и от апологии. То, что в результате вышло, не являлось однозначно "советским", "нацистским" или "западным" (словенцы, как известно, остроумно приравняли западную поп-культуру к тоталитаризму), а оказалась всем сразу, точнее универсалистской схемой, моделью тотальности. Но эта модель не была чем-то нейтральным и холодным, она была тайной мечтой словенских художников. Один давний фильм о LAIBACH начинается картиной вращающейся галактики. В титульной песне нынешнего альбома, в которой горстями рассыпаны сухие звездные уколы, поется: "We are time", а дальше невозмутимо перечисляются грандиозные "вехи" – "от нуля до бесконечности", от "Капитала" до "НАТО" (в данном случае это альбомы), от Маркса до Платона. Тем самым утверждается, что "WAT" находится в "центре" всех их интересов, он обозначает неизменный "фундамент", "ядро". Конечно, это провоцирующая и преувеличенная подача, но она указывает на живой интерес LAIBACH к универсальному порядку, который, по их словам, "остается одним и тем же, существованию которого никогда ничто не угрожает, и который сохраняется всегда. Только этот порядок способен давать жизнь и порождать мир". На обложке альбома лайбаховский крест представлен на фоне вихрящихся туманностей, а в буклете Всадник Апокалипсиса изображен скачущим в голубой дымке по небесной тропе, с кольцами Сатурна над ним. Таким образом, группа вернулась с "аудиоматрицей", с альбомом, который дает возможность лучше понять все созданное ими ранее. Возразят, что "утопия", "футуризм" – это то, что переплелось с "тоталитарным искусством", короче, это одна из тех готовых идеологем, которыми два десятка лет манипулируют LAIBACH. Почему именно это, а не другое, надо воспринимать всерьез, как нечто, открывающее их "настоящую" позицию? Действительно, зряшное дело - пытаться ухватить LAIBACH "наверняка". Но обратите внимание, к примеру, на девятый трек, "Satanic Versus". В нем на слушателя сыпятся "большие слова" - Цивилизация, Вера, Мир, Свобода. Они скреплены очень простыми синтаксическими конструкциями – т.е. смысл именно в назывании, в порождаемом "грохоте". В принципе, Цивилизация и Мир именно "осыпаются", как известка с потолка (Конец Истории, чего же вы хотите), но сталкиваясь друг с другом, эти "большие понятия" высекают "большие чувства", невидимой линией рисуют "большую идею", "мечту". Мне нравится воспринимать "WAT" - в нем есть и доля злободневного адреналина - как род произведения, в котором "апокалиптический" и "политический" колорит указывают на то, что за банальностью, за непредсказуемостью современного мира стоит огромное, всеобщее измерение, которое нам невозможно охватить.
"ФУГА, полифоническая форма музыкальной композиции, основанная на развитии одной темы, которая проводится попеременно в разных голосах (вокальных или инструментальных). Тема фуги, как правило, лаконичная, с четкими ритмикой и мелодическим рисунком." Говоря современным языком, жанр фуги строится практически на лупах. Поэтому LAIBACH называют Баха пионером техно-музыки и наглядно иллюстрируют этот тезис своим исполнением. Обычно современные переработки классики заключаются лишь в добавлении бита, но здесь ритм почти отсутствует, а синтезаторы даже не пытаются казаться органом. Искусственные клавиши звенят и булькают, гипнотизируя слушателя (даже такого нелюбителя инструменталов, как я). Тело великого композитора остервенело вертится в гробу. Не секрет, что LAIBACH как никто другой умеют интерпретировать чужой материал и подвести под него свою концепцию (даже название группы пришлось кстати, если кто не заметил). Совершенно логичным является переход от поп-хитов запада ("NATO") к государственным гимнам ("Volk") и классической музыке. Проблема в том, что это всё жутко интересно в описании, но по звучанию никак недотягивает до уровня их предыдущих альбомов типа "WAT".
Показаны: с 1 по 2 |