Свершилось! Второй CD архангельских MOON FAR AWAY наконец-то добрался до нас. Хотя, честно говоря, получил я его гораздо раньше в виде кассетного демо, но решил подождать с рецензией до лучших времен. Почему? Ответ прост - я считаю, что в любом альбоме нет лишних элементов - все в целом - и обложка и концепция оформления и качество звука и, естественно, сам музыкальный материал, формируют единую картину, о которой судить можно только в целом, а не по отдельным ее элементам. MOON FAR AWAY закончили работу над своим альбомом еще зимой - дальше началось самое сложное - поиски лэйбла для его реализации. Насколько я знаю, MFA разослали немало демо на западные лэйблы, но в итоге альбом вышел на калининградском лэйбле Brudenia (лэйбл Владимира Игошина - знаменит выпуском первого CD ROMOWE RIKOITO и двух уникальных русских релизов западных групп - LEGENDARY PINK DOTS и ATTRITION. Что стало причиной этого? То ли западные лэйблы не проявили должного интереса, то ли их условия оказались невыгодыми, или может быть MFA из чуства патриотизма выпустили этот диск на русском лэйбле? Не знаю, но с одним я согласен - то, что этот релиз выпущен в России - огромный плюс, и я искренне рад тому, что наконец-то появляются русские лэйблы, заинтерисованные в нашей gothic музыке.
Теперь собственно перейду к "Sator". Начну с оформления - в целом оно достаточно стильное, хотя мне и не очень понятно, по каким причинам на обложке изображен деревянный православный крест - мне всегда казалось, что MFA "пропагандируют" северный паганизм. Ну да ладно, не в этом суть, главное это музыка - так что же мы услышим на этом CD? То, что у MOON FAR AWAY наконец-то появился собственный стиль! Аналогии с западными группами провести конечно можно, но нужно ли? Альбом достаточно оригинален - и в этом его прелесть. Стилистически это некий гибрид ambient, new age и отчасти ethereal с ritual элементами, но какое отношение имеет этот оригинальный коктейль к готике? Вопрос спорный - по настроению альбом безусловно готичен, а вот в музыкальном плане - далеко не всегда, не даром еще первый CD MFA был выставлен в sale американским goth-лэйблом Projekt под описанием "Russian ambient". действительно MFA удалось пронести эту эмбиентность через оба релиза - только новый альбом более цельный, ровный, хотя тоже содержит безусловные хиты, например "Man Is A Birdstower", "Dezember Der Zeiten" (видоизменненая версия которой вошла в Russian Gothic Compilation "Edge Of The Night" под названием "December Of Times"), "Schlaflied" и "To The Heaven Rhuanda". Мне безусловно импонирует то, что А. Шептунов (как обычно скрывающийся на альбоме под странным "блэковым" прозвищем Count Ash), похоже совершенно не заботится о коньюктурной стороне музыки, создавая свои произведения без оглядки на кого-нибудь и не занимаясь копированием - что и говорить, путь гораздо более сложный и тернистый, хотя безусловно более благородный и интересный. Альбом слушается как одно цельное концептуальное произведение, волнами донося тончайшие оттенки светлой грусти и романтической печали с берегов Белого моря. Чередуясь сменяют друг друга светлые new age композиции и более меланхоличные ритуальные пассажи. Музыке удается создать уникальную "светлую" атмосферу - думаю это и было задачей ее авторов.