Всего рецензий в базе:1571 Новые рецензии Индекс рецензий Поиск Группы |
MOON FAR AWAY | ||||||||||
Рецензии на группу
Теперь собственно перейду к "Sator". Начну с оформления - в целом оно достаточно стильное, хотя мне и не очень понятно, по каким причинам на обложке изображен деревянный православный крест - мне всегда казалось, что MFA "пропагандируют" северный паганизм. Ну да ладно, не в этом суть, главное это музыка - так что же мы услышим на этом CD? То, что у MOON FAR AWAY наконец-то появился собственный стиль! Аналогии с западными группами провести конечно можно, но нужно ли? Альбом достаточно оригинален - и в этом его прелесть. Стилистически это некий гибрид ambient, new age и отчасти ethereal с ritual элементами, но какое отношение имеет этот оригинальный коктейль к готике? Вопрос спорный - по настроению альбом безусловно готичен, а вот в музыкальном плане - далеко не всегда, не даром еще первый CD MFA был выставлен в sale американским goth-лэйблом Projekt под описанием "Russian ambient". действительно MFA удалось пронести эту эмбиентность через оба релиза - только новый альбом более цельный, ровный, хотя тоже содержит безусловные хиты, например "Man Is A Birdstower", "Dezember Der Zeiten" (видоизменненая версия которой вошла в Russian Gothic Compilation "Edge Of The Night" под названием "December Of Times"), "Schlaflied" и "To The Heaven Rhuanda". Мне безусловно импонирует то, что А. Шептунов (как обычно скрывающийся на альбоме под странным "блэковым" прозвищем Count Ash), похоже совершенно не заботится о коньюктурной стороне музыки, создавая свои произведения без оглядки на кого-нибудь и не занимаясь копированием - что и говорить, путь гораздо более сложный и тернистый, хотя безусловно более благородный и интересный. Альбом слушается как одно цельное концептуальное произведение, волнами донося тончайшие оттенки светлой грусти и романтической печали с берегов Белого моря. Чередуясь сменяют друг друга светлые new age композиции и более меланхоличные ритуальные пассажи. Музыке удается создать уникальную "светлую" атмосферу - думаю это и было задачей ее авторов.
Оформление диска явно удалось - именно подобные обложки с первого взгляда зарождают интерес, вызывая дальнейшее желание ознакомиться с музыкальным содержанием и усиливают впечатление от нетривиальной и самобытной музыки. Хорошо это или плохо, но сама музыка MOON FAR AWAY заметно изменилась - лично мне с одной стороны очень жаль, что группа полностью отказалась от того монументального, сакрального, мрачноватого готицизма, который демонстрировали лучшие треки с дебютника "Lado World" и перешла в более легкую весовую категорию, обратившись к довольно просветленному этериальному или даже new age-звучанию c заметными вкраплениями ритмичных этно-ритуальных дел. Однако положительным монентом стало то, что этот альбом слушается лучше своего предшественника именно в целом, как единый звуковой пейзаж, а не как последовательность явных хитов и проходных треков на "Lado World". Пресловутая ньюэйджевость в любом случае не несет никакого негативного оттенка - самобытная, в самом положительном смысле "рукотворная" музыка MFA имеет мало общего с той массой приторно-слащавого мэйнстримного "ню эйджа", которым завалены уличные лотки и прилавки солидных CD-шопов. Ну да ладно, хватит о хорошем, теперь перейду к критике. Все то, что описано выше касательно музыкальных достоинств "Sator" мне пришлось выслушивать закрыв глаза (в смысле уши) на отвратительное качество записи на диске - по сути, я просто постарался абстрагироваться от качества записи, решив для себя, что слушаю в данный момент некую демо-ленту... Плоское, формальное, безжизненное звучание убивает на корню всю прелесть музыки - какое уж тут наслаждение от высокого искусства, когда во время прослушивания не покидает ощущение, что музыка словно через силу доносится то ли из кнопки "power" у CD-плэйера, то ли с вечеринки у соседей через два этажа. Подобное наплевательское отношение к качеству звучания понятно у "текстовых" панк-групп типа каких-нибудь Х.Забей, но я что-то сомневаюсь, чтобы MFA ставили цель этим своим релизом отбить аудиторию у подобных кумиров молодежи, заставив пэтэушников и тинэйджеров крутить его на своих "мыльницах" и "балалайках". На нормальной же аппаратуре меломану слушать "это" просто невыносимо. Общая оценка данного продукта - неудовлетворительно. Повторюсь, что эта низкая оценка не за музыку, которая мне даже очень понравилась, а за элементарное неумение или нежелание полноценно донести до слушателя свое творчество. Что уж тем более непростительно группе уровня MOON FAR AWAY.
Величественные звуки псевдооргана наполнили комнату, вслед за ними зазвучал голос вокалиста - вкрадчиво, но одновременно как-то торжественно протяжно зачитывающий стих великого Джона Донна (John Donne) 'Witchcraft by a Singing'. Изредка, на заднем плане, как бы подчеркивая тему произведения, раздается прозрачный женский вокал. Общая манера и стиль этого трека довольно сильно отличается от того, что я слышал на первых двух альбомах группы. Здесь нет этнической ритуальности, это скорее самая настоящая готика - чарующий этэриал: тягучий и сумрачный, умирающий и созерцательный. Вторым номером на сингле стал ремикс вышепредставленной песни проектом "Альфа". Трек выполнен в экспериментальной манере с применением прямого техно-бита, перкуссиии, гитары и двойного вокала. Текст произведения, а точнее его различные отрывки, одновременно читаются в два канала, создавая несколько шизофреничное настроение. Ремикс мне понравился не сразу, но после неоднократного прослушивания я все же смог "въехать" в полной мере в него и получить немалое удовольствие от прослушивания.
Если заглавный трек "На зоре" еще немного напоминает DEAD CAN DANCE, то уверенная работа перкуссии и электронные элементы на "Не вели ветры" и "Волна шумит" отсылают к творчеству индустриальных шаманов HYBRYDS, а "Экой Ваня" и "Из-за гор" вызывают явные ассоциации с HEKATE. И еще хочется отметить совершенно запредельную композицию "[смерть]" с использованием записи похоронного плача, читаемого старой жительницей онежской деревни Александрой Гориной, и печальными распевами Анастасии, новой вокалистки MFA, напомнившими о полузабытых временах Hyperium. При всех достоинствах работы, не обошлось и без недостатков. К ним отнесу эмоциональное обращение лидера группы Алексея Шептунова в буклете, после которого неуместными кажутся присутствие на обложке рядом с обетным крестом англоязычного названия группы, а также псевдоним самого Алексея (Count Ash). Кроме того, смущает слишком сильное старание воспроизвести диалектное произношение в отдельных песнях, из-за чего понять текст песни можно только прочитав его в буклете, как на выбивающемся из ритуальной напевности основных композиций "Беловодия" танцевально-электронном бонус-треке "Круг-кольцо". Одним словом, MFA записали самый лучший альбом в своей дискографии, в котором каждый любитель правильной музыки найдет что-то для себя и на данный момент - самый лучший из релизов Shadowplay. Я надеюсь, что они не остановятся на достигнутом и переиздадут ранние работы коллектива, особенно "Sator", уже ставший недоступным для отечественных меломанов.
Если учесть, что на момент записи "Lado World" ситуация на российской dark сцене была не самая лучшая, надо воздать должную хвалу музыкантам за то, что именно им пришлось сделать один из первых шагов и заявить о себе западной аудитории. За этим еще только последует "Sator", а "Беловодие" существовало разве что в виде неясных планов. Поэтому вполне естественным будет удивление слушателей, понявших, насколько сильно отличается эта работа группы от их нынешнего звучания: здесь есть практически повторяющие отдельные моменты DEAD CAN DANCE "Amusements of Demiurg" и "Der Tanz Des Trubsalendes", наивные звуки флейты на "Elevsinia" и очень близко стоящие к new age "Mare Frigidum" и "The Autumn Song Of Slovisha". Но, несмотря на эти особенности, альбом воспринимается не как вытащенная из недр земли бесполезная окаменелость, а как зародыш тех идей, что получили развитие в последующих работах, как первая ступень в постижении духовного наследия предков, пускай даже через тернии опыта других коллективов. Главное, что базисное направление было избрано верно, иначе MFA так и остались бы в небытии некоего заповедника музыкальных реликтов, творения которых вряд ли смогли ценить и знать больше чем несколько десятков слушателей по всей стране. Вся атмосфера альбома пронизана ощущением мистического ритуала, вызывающего духов холодного ветра Русского Севера, бушующих вод Онеги и Ладоги, затянутых снегом лесов - совершенно непохожим на то, что возникает при прослушивании работ западных darkwave коллективов. Доказательством того, что MOON FAR AWAY знают и любят не только у нас, но и за рубежом, является бонусный диск, где собраны ремиксы на композиции с обоих студийных, концертного альбома и сингла. REQUIEM FOR FM переделали "Witchcraft By A Singing" в клубный хит, THEODOR BASTARD добавили в "Praesagium" восточных мотивов и перкуссии; CAPRICE очень трогательно исполнили "Жито жала"; спокойная дарк-фолковая версия "The Blueberry Song" от DREAMS IN EXILE; углубившиеся в hardcore techno ID MOLOTOV и NECRO STELLAR; YAGODA GALO, к счастью, обошлись без привычной для них стилистики a-la Аквариум & Б.Г., переделав "The Autumn Song Of Slovisha" в "The (Spring) Song Of Slovisha" - довольно приятная инструментальная композиция. VISHUDHA KALI отлично подчеркнули электронными эффектами грусть "Цветиков". LYS, CHIRLEISON и HEAVEN FALLS HARD забавно исполнили "Hymn", "На зоре" и "Ты взойди, красно солнышко", очень стараясь правильно воспроизвести непривычные им слова русского языка. Алексей Борисов поэкспериментировал с "Syrinx", добавив idm-ный скребущий, но не раздражающие слух треск помех. MAJDANEK WALTZ сделали из "Amusements Of Demiurg" пафосную декламацию, перерастающую в мощную шумовую волну, едва ли не разрывающую колонки. "Eos Dance" в трактовке DJ DIRTY и death metal группы L.I.G.O. обрела несвойственную оригиналу агрессивность, обильно залакированную электронными вставками. WOID сделали из "Praesagium" спокойный чиллаутный трек, а RITUAL FRONT - несколько размытый вариант "The Autumn Song Of Slovisha". HYBRYDS "Moon Far Away" - трек с альбома "Ein Phallischer Gott" известной ritual/industrial группы, построенный на сэмпле из "Elevsinia", в ответ на который MFA создали "Scorpion Domain". Вряд ли можно назвать безусловным шедевром этот релиз, но его значимость и проверенность временем не могут не вызывать уважения к таланту музыкантов, и надеюсь, что не знакомые с ним слушатели по достоинству его оценят.
Показаны: с 1 по 5 |