EP Рады изданный на Prikosnovenie стараниями Михаила Вербицкого. Сам альбом несколько дискредитирует саму серию Miniature лэйбла Prikosnovenie которая имеет подзаголовок "Unreleased Titles MaxiCD", я конечно понимаю, что во Франции у Рады не было зарелизено ничего, но все композиции с этого CD ("Сон", "Тоска", "Закрой Глаза", "Ночь" и "Цветные Игрища") выходили на диске "Печальные Звуки", поэтому нет особого смысла углубляться в описание музыкального материала данного альбома - те, кому интересно творчество Рады, уже хорошо знакомы со всеми вышеупомянутыми композициями, хотя хочется отметить тот факт, что из диска были выбраны наиболее удачные песни и факт выхода данного CD во Франции достаточно примечателен, по крайней мере этот альбом уже появился даже на Middlepillar.
Лирическое отступление: на мой взгляд вокал Рады слушался бы гораздо лучше в ethereal стилистике, а не в сегодняшней, набившей оскомину, депрессивно-роковой, но по видимому этому не суждено случится - не так давно мне удалось прослушать новый материал Рады, который оказался trip-hop'овым, так что скоро у нас появится свой, локальный PORTISHEAD. Хочется пожелать Раде успехов в ее творчестве, и я искренне надеюсь, что данный альбом принесет ей заслуженную известность за пределами нашей страны.
Новый альбом культовой московской групппы РАДА & ТЕРНОВНИК выдержан, как и обещалось в последних интервью Рады, в стилистике trip-hop. Тем, кто привык к традиционному звучанию группы с "классическим" роковым составом инструментов, эта запись не приподнесет каких-либо неприятных сюрпризов, ведь они и раньше играли что-то по духу околотрипхоповое, только вживую, так что речь идет не о смене ориентации, а о студийных экспериментах звукозаписи. Результат этих экспериментов, на мой взгляд, чрезвычайно интересный и будет очень обидно, если одним альбомом все и ограничится. Технологичность нового саунда проявилась в компьютерно-сэмплерной монотонности гулко ухающих саббасовых ритмов и в традиционных для подобной музыки эффектах: "песочек" старой пластинки, скрэтчи, а также аккустические и этно-сэмплы использованы очень аккуратно и к месту. Как ни покажется на первый взгляд странным, но именно все эти электронно-техноидные "штучки" привнесли в звучание группы еще больше какого-то диковатого, языческого очарования. На альбоме находятся девять новых композиций, прослушивание которых напоминает сомнамбулические блуждания по сырым катакомбам "бледных" трип-хоповых и дабовых ритмов и промозглым лабиринтам тоскливо-безысходных мелодий. Путеводной нитью (однако ведущей в противоположную от спасительного выхода сторону) становится властный женский вокал, в колдовской ворожбе которого наблюдается весь спектр эмоций, от холодной отстраненности до ядовитой насмешливости и болезненной депрессивности, тем не менее гипнотически притягательный. А бессловесные вокализации на высоких нотах просто запредельны и способны поразить даже искушенного слушателя. Безупречная с филологической точки зрения лирика альбома абстрактна и непересказуема, в равной степени глубоко философична, символична, мистична или же попросту шизофренична (каждый волен понимать по-своему). Каких-то особых "хитов" на пластинке нет, (за исключением, может быть, финальной "Выворотки"), тем, кому понравится хоть одна песня, понравятся и остальные (и наоборот, соответственно). Я же, к немалой радости, уловил здесь неслабые отголски эмоциональных бурь моей любимой дебютной "Графики", на которые я уже почти перестал надеяться после штиля последовавших затем весьма "Печальных Звуков"... По загадочным для меня причинам, в своих высказываниях Рада упрямо декларирует свою группу как "стадионную", но это, как говорится, вряд ли - целый стадион, внимающий подобным песням представляется мне чем-то из области абсолютно паранормального.
Вряд ли будет преувеличением сказать, что за все время своего существования группа, возглавляемая Радой Анчевской, обрела широкую славу в узких кругах. Диски коллектива выходили даже на фрацузском ethereal лейбле Prikosnovenie, а в стилистических блужданиях им удавалось забредать на территории trip-hop, dark folk и этнической музыки, при этом полностью не погружаясь ни в одно из этих направлений, а все время следуя своему пути, очень точно обозначенным как "psychedelic fatum" еще во времена "Графики".
Следить за выходом дисков Рады я перестал где-то после выхода "Саламандры", но последние релизы и увлечение ее русским фольклором заинтересовали меня и сподвигли на прослушивание нового альбома. Дело в том, что несмотря на множество случаев, когда РАДА И ТЕРНОВНИК могли стать чем-то большим, чем просто отечественная психоделик-рок группа, заветный рубеж так ни разу и не был перейден и они все время возвращались к выработанной с годами стезе. Не стали они российским PORTISHEAD, не заиграли ethereal или dark folk. Но сама Рада, или может быть некое магнетическое поле, создаваемое её личностью, неизменно притягивает и будет притягивать слушателей, вне зависимости от эстетики работ; одни с восторгом будут считать её российской Диамандой Галас, другие же на дух не переносят ее вокал.
Тем не менее, при записи нового альбома отметились множество приглашенных музыкантов, исполнивших партии на таких экзотических инструментах как кельтская арфа (Анастасия Паписова), различные народные духовые (Сергей Старостин, Дмитрий Глоба), гонг и даже саксофон (Сергей Летов). Что же касается гитарных партий, то на этом альбоме они звучат действительно угнетающе и вряд ли слушатель, незнакомый с прошлыми работами РАДЫ И ТЕРНОВНИКА сможет не то, что оценить, а хотя бы дослушать диск до конца. На меня подобная атмосфера действует просто угнетающе: мрачный, несколько заунывный вокал Рады, отдающие блюзовостью, давящие гитарные звуки, укутывающие сознание непроницаемым покровом безысходности, рев тибетских труб, джазовые партии саксофона на "Княгине", русские рожки и флейты - от такого сочетания сдавливает виски и рука непроизвольно тянется к кнопке "stop". Наиболее спокойная и даже легкая "Сероглазка", завершающая диск, слушается как колыбельная под аккомпанемент кельтской арфы после беспросветной тяжести основных композиций. А бонус - два видеоклипа, live-версии "А не быть ветрам - Говорили" и "Улетая", смогут осилить только самые преданные поклонники Рады, мне же хватило и представленных на альбоме треков. И отважившимся прослушать эту непростую работу желаю не заблудиться в тех дебрях, в которые углубились РАДА И ТЕРНОВНИК в своих психоделических изысканиях.