"die woelfe kommen, die woelfe kommen!.." песня, монотонно возвещающая приход апокалиптических волков за час до полуночи (на диске, посвященном столетию эволы), а также удачное участие еще в нескольких компиляциях сделали WALDTEUFEL известными в андерграундных кругах задолго до выхода первого полноформатного альбома. а с его выходом появилась возможность оценить, чем же таким странным и неожиданным повеяло от тех первых песен. лесной демон на обложке, самолично изготовленный маркусом вольффом (markus wolff), будто бы в досаде изогнул рот и брови. Чем он раздражен? по правде говоря, некоторые вещи в альбоме (bergandacht в особенности) заставляют вспомнить о старых советских фильмах: после сходки революционеры встают и специально не очень поставленными, но зато естественными и убедительными голосами поют какую-нибудь революционную песню (камера крупным планом показывает то очерченные овалом гнева глаза, то монументальные кулаки). маркус вольфф, его напарница по проекту аннабель ли (annabel lee), а также помогавшие им "бесчеловечный" michael moynihan, участники in gowain ring и финский виолончелист carl eino annala производят впечатление заговорщиков. в чем же состоял заговор? "heimliches deutcshland" ("тайная германия") - целостное путешествие во внутренние пространства германо-скандинавской мифологии, осмысленной в традиции foelkisch-движения. дикая охота вотана, священный столб ирминсуль, мистерии древа мира, гимны ницшеанской воле и солнцу, которое ближе всего в горах. сочинено как самим маркусом вольффом, так и заимствовано у других авторов, из которых самое неспокойное имя принадлежит герману вирту. (как известно, схожий принцип выстраивания различных авторов в общую цепочку преемственности предпочитает использовать и мойнихан.) внутри буклет по оформлению похож на маленькую поэтическую книжку. вообще, все в альбоме выдает взгляд прежде всего художника, озабоченного не идеологией и мыслящего не столь телесно, как, скажем, норвежские блэкушники-неоязычники. давление известных клише разбавлено мягким, пиетистским подходом. вот, для примера, первая вещь, "neun welten all". текст построен на динамике взаимодействия тьмы, черноты, потери, ночи и "золотых снопов света", "сияющих факелов ночи", лучей, которые священное разносит по универсуму. именно космический круг, как максимальная мифологема - "место действия" этой визионерской драмы. трагизм и напряженность в эту диалектику вносит личное начало, героическое "мы", с которым отождествляет себя поющий. "так отправляемся мы в валгаллу и рассеиваемся по универсуму, пересекая ныне все девять миров". густой "тевтонский" вокал на всем альбоме сильно выведен вперед по отношению к фолково звучащим инструментам - скрипке, альту, флейте, аккордеону, бодрану, перкуссии. не вижу смысла искать здесь более или менее удавшиеся композиции: духовный опыт не разбивается на "трэки". скрытая сила, напряжение, прячущееся за спокойствием, приводят к тому, что альбом при всей своей минималистской, камерной инструментовке вызывает ассоциации не столько с дарк-фолковыми "легковесами" вроде DIES NATALIS или BELBORN сколько с индустриальными проектами наподобие TURBUND STURMWERK добивающимися схожего эффекта более "габаритными" нойзово-амбиентными средствами. германский мистицизм - тоже тренд своего рода, но у WALDTEUFEL получился его настоящий "концентрат". важно, что, создавая такую атмосферу "внутреннего круга", эти "заговорщики" демонстрируют, что есть нечто иное, помимо бесконечного музыкального потребления (хотя бы и "альтернативного"); нечто совсем иное. может быть, весь "заговор" в том и состоит, что наше восприятие, подчинившись медленному ритму альбома, настраивается наилучшим образом, когда северная мифология с ее повышенной космологичностью позволяет вдруг ощутить в себе все эти "золотые снопы" и "сияющие факелы ночи". включите этот cd за час до полуночи, выключите электричество, распахните окно, оденьтесь (зима все-таки), и тогда звездный свет - серебристо-серыми волнами - польется, вопреки всем прогнозам погоды, в окно.