Под псевдонимом VIDNA OBMANA скрывается известный бельгийский композитор dirk serries известный не только на эмбиентной сцене, благодаря гигантскому количеству выпущенных записей, но и широко за её пределами, по работе с различными радио и теле станциями (среди них - работа над саундтрэками и звуками для mtv и японского телевидения). новый альбом "tremor", числится в середине четвёртого десятка альбомов VIDNA OBMANA что само по себе уже факт примечательный. альбом "tremor" является первой частью трилогии, которая будет посвящена "инферно" данте, но не надо воспринимать всё буквально и прямолинейно, если вы ожидаете зверского скрежета и инфернальных воплей, то эта пластинка не для вас. VIDNA OBMANA традиционно работает в области мягкого эмбиента, ритмичного drone ambient и даже некоторые, наиболее "готик-эмбиентные" альбомы vo выходили на американском этереальном лэйбле projekt, так что и на "tremor" всё спокойно и гладко. представленный на диске материал весьма разнороден и экспериментален для эмбиентной области, объединяя "природный" эмбиент, балансирующий на грани с new age, с дарк эмбиентностью necrophorus и ритмическими трайбал лупами а-ля HYBRYDS всё это прекрасно, но мало соотносится с поэмой данте. звучание очень сложное и комплексное, эмбиентные и ритмические пассажи накладываются друг на дружку, создавая причудливые звуковые коллажи, этот альбом вряд ли рекомендуется суровым поклонникам "тёмного" эмбиента, скорей он для любителей помедитировать под симфонические эмбиентно-ньюэйджевые пассажи.
В его творческом багаже около тридцати пяти сольных CD и куча кассетных изданий (все это за 15 лет существования проекта), он работал совместно с такими монстрами сцены, как STEVE ROACH, ROBERT RICH, ALIO DIE и HYBRYDS его треки можно услышать на десятках компиляций, его имя известно всем мало-мальски интересующимся эмбиентом и этно-ритуальной музыкой - VIDNA OBMANA (в переводе звучит как "оптический обман"). И вот перед нами новая работа этого выдающегося бельгийского мастера. Spore - продолжение начатой в 2001 году с альбома Tremor трилогии по мотивам описания Ада великого Данте Алигьери. К сожалению, первой части трилогии я так и не услышал, но вторая являет собой классический образец этноритуальной псевдошаманской музыки бельгийской школы. Звучные ритуальные тамтамы, сопровождаемые индустриальными звуковыми экспериментами, погружают в напряженную сюрреалистичную атмосферу дантовского inferno, транслируемую через призму восприятия VIDNA OBMANA Завораживающая экзотическая флейта, редкий хрипящий демонический вокал, неустанно цыкающие и бухающие ударные, шумовые искажения музыкального пространства заднего фона, все это четко выстроено в продуманной последовательности звуковых уровней - здесь чувствуется огромное и хорошо организованное пространство. Суровый мир представленных звуковых пейзажей рисуется как бесконечное по горизонтали, но приземленное, ограниченное сверху и снизу место. Ад вырисовывается голой и голодной пустыней, землей без радости и надежды. Очень серьезная и требующая пристального внимания со стороны слушателя работа.
При создании столь примечательного музыкального материала были использованы электрогитары, флейты, бас, фортепьяно и более экзотические инструменты наподобие Slovakian Fujara. На мой взгляд, эта работа вполне может претендовать на звание одной из лучших "ритуальных" работ маэстро.