Новый альбом группы STOA - не побоюсь этого слова, настоящая сенсация, тем более для нашей страны. в середине 90-х, когда определение "готическая музыка" было незнакомо широким народным массам и о готике как о музыкальном жанре знали лишь немногочисленные поклонники пост-панка, знакомые с этой музыкой еще с 80-х, именно STOA стали "первой ласточкой" готической революции - благодаря проекту олафа парусела многие впервые и узнали термин "gothic" и о существовании готической музыки. следствий у этого множество - в голосованиях на сайте gothic.ru STOA до сих пор находится в top 20, хотя оба альбома, выпущенных этой группой, вышли уже много лет назад - "urthona" в 1993 и "porta viii" в 1994, да что уж там говорить - первое интервью, которая редакция russian gothic page взяла еще в 1998 году - было именно со STOA от них и пошлёл нелепый термин "чистая готика", которым некоторые представители метал-субкультуры, услышавшие STOA в середине 90-х, до сих пор называют стиль ethereal. в общем, значение этой группы переоценить сложно, хотя, конечно, в последнее время о ней стали забывать - всё же 8 лет перерыва - это более чем серьезно. странно другое: еще в интервью 1998 года olaf утверждал, что новый альбом скоро выйдет, а на фестивале wave gotik treffen 1999 группа дала просто шикарный концерт, с полным аншлагом и бурными овациями, и потом опять пропала. так что в информацию о выходе нового cd не очень-то и верилось, тем более что диск сначала был выпущен в мексике (!), и лишь спустя несколько месяцев - в родной германии. сейчас стиль ethereal определенно переживает не лучшие времена - все былые звезды оного исчезли с музыкальной сцены, а интересы готической аудитории вместо неоклассических пассажей и оперного вокала занимают больше электронные танцевальные ритмы, так что говорить о своевременности этого альбома не приходится. с другой стороны, если коллектив так известен и хорош, то нынешняя мода ему, видимо, нипочём - тем более что STOA были одними из признанных лидеров стиля и в родной германии, но тут нужно сделать лирическое отступление, ведь вообще ethereal, по сути, в западной готической субкультуре никогда особенно популярен и не был - конечно же, у этой музыки были свои поклонники - и даже были лейблы, активно ею занимавшиеся (hyperium и projekt), но нельзя сказать, что когда-либо внимание к подобной музыке было большим, чем, скажем, к готическому року, поэтому судьба этого диска в германии, на мой взгляд, предсказуемо печальна - скорее всего, о нём скоро забудут, и STOA опять погрузятся в очередной восьмилетний анабиоз. в россии ситуация немного иная, благодаря описанным выше историческим предпосылкам, жанр ethereal у нас некогда был очень популярен, популярней, чем все остальные стили готической музыки, и не исключено, что новый альбом STOA будет в какой-то степени востребован, хотя, конечно, состоянию уже мертвого этериала это не поможет. теперь немного собственно о музыкальном материале "zal". так как этот альбом в первую очередь представляет интерес для аудитории, некогда слушавшей "urthona" и "porta viii", то именно от них и стоит отталкиваться. в целом, звучание получилось более интересным, чем на первых альбомах - прибавилась живая виолончель (с ней они выступали и на концерте в 1999 году - уже в составе трио), сменилась вокалистка, хотя заметить это непросто - хорошо поставленный классический вокал очень похож на голос conny levrow. но по сути музыка не претерпела никаких значительных изменений - будто не восемь лет прошло, а год - некоторые фрагменты композиций до боли напоминают уже знакомые "хиты" с "porta viii". это немного разочаровало - конечно, от группы, исполняющей готическую неоклассическую "осеннюю" музыку, было бы нелепо ожидать радикальной смены стиля, скажем на dark electro, но вообще, определенного развития идей хотелось. альбом, без сомнения, получился очень атмосферный, лиричный и осенний, и, если слушать его в соответствующей обстановке, способен оказать сильнейший эффект, но лично я, честно говоря, ожидал большего.