Честно говоря я не уверен что любители раннего творчества anna-varney будут обрадованы этим диском. для всего rgp "dead lovers sarabande" был одним из самых долгожданных релизов последнего времени, но после прослушивания мнения разделились - одни считают его лучшим диском SOPOR AETERNUS другие - одним из худших, почему? Я подозреваю что однозначного объяснения не существует, но скорее всего это объясняется тем, что новый материал стал более профессиональным и качественным, "как", - спросите вы - "неужели то что музыка стала более профессиональной может кого-то оттолкнуть?", - как оказалось - может и в чем-то я согласен с этим с первого взгляда странным мнением, дело в том что став более качественной музыка потеряла тот элемент болезненности, который присутствовал во всех ранних работах SOPOR AETERNUS а как оказалось многие любят творчество anna-varney именно из-за этой патологической болезненности. было бы преувеличением сказать что музыка потеряла всю свою патологичность, но то что новый материал стал более спокойным и менее истеричным - бесспорно. лично меня всегда раздражал этот элемент истеричности - и вот теперь я наконец-то услышал диск SOPOR AETERNUS на 100% отвечающий моим пристрастиям. Чередующиеся даркфолковые и дарквэйвовые трэки с инфернальным (как обычно) вокалом все еще не оставляют сомнений в том, что это старый добрый SOPOR AETERNUS но музыкальный материал стал более разнообразным и интересным, мелодии еще эмоциональней, а вокал проникновенней. Я подозреваю что большинству фэнов старого "сопора" этот диск все же понравится - в любом случае я оный однозначно рекомендую к прослушиванию.
Без сомнения SOPOR AETERNUS - это культ, а каждый культ это прежде всего идеальня легенда (придуманная она или настоящая - не важно), легенда у SOPOR AETERNUS завораживающая - странное существо anna-varney, живущее во тьме, редко выползающее в окружающий мир, не дающее концертов и при этом неизвестного пола - даже любой отдельно взятый элемент этой легенды уже завораживает, а что уж говорить если все они собраны вместе. и полагаю, что не ошибусь если скажу, что половина "популярности" (естественно в узких кругах) SOPOR AETERNUS держится исключительно на "легенде". а по меркам готической субкультуры популярность вполне заметная - новый диск издан двумя изданиями - лимитированное издание в картонной коробке (точно такой же limited edition был у первой части "dead lovers sarabande") - тираж 3000 экземпляров, и обычное нелимитированное издание. как понятно из названия, новый диск это продолжение "dead lovers sarabande (face ONE " и детально описывать музыку тут нет смысла - это действительно продолжение, если вам понравилась первая часть, не задумываясь покупайте вторую - скорее это можно расценивать как две части одного альбома, разнесенные по времени на год. не пытаясь придумывать определения для музыки SOPOR AETERNUS можно охарактеризовать ее как болезненный dark folk, фолково-мидеевальные гармонии трансформированы через фирменный траурно-маршевый саунд anna-varney и ее небольшого оркестра. в целом - практически один большой траурный марш развернутый на целый диск (или на два - если считать face ONE , безумно красивый и ужасно паталогический, хотя вся эта болезненность создается исключительтно при помощи андрогинного вокала anna-varney. кстати о вокале и собственно о anna-varney. участники russian gothic project в своих спорах уже давным-давно пришли к конценсусу, что оное существо отосится к "прекрасному полу" (хотя на первый взгляд этого не скажешь - да и вокал уж очень неоднозначный), но далеко не всех удавалось убедить в этом. похоже и сама anna-varney устала от тупых расспросов в каждом интервью касательно ее половой принадлежности, и решила положить конец прениям, правда в довольно оригинальной манере - в буклете cd среди множества фотографий anna-varney имеется одна, довольно откровенного содержания, где оное существо запечатлено, как бы это сказать наиболее корректно, скажем так - с неприкрытыми гениталиями, вот. фотография оригинальная, спору нет - и вопросов ни у кого больше нет. Что и говороить - гениальный ход, как впрочем и все творчество SOPOR AETERNUS & the ensemble of shadows.
Одно из самых удивительных существ нашего (и не только) мира - anna-varney показала нам второе лицо своего великолепного альбома "dead lover’s sarabande". Альбом-близнец получился удивительно чистым и даже чувственным. только чувственность эта запредельно-инфернальна и не имеет ничего общего с приземленными человеческими эмоциями. вся скорбь и трагизм предыдущей работы достигли той непостижимой чистоты и величия, что недоступны даже самым обнаженным нервам обычного смертного. по сравнению с первой частью "dead lover’s sarabande", музыка face two стала менее холодной и отрешенной, легче воспринимаемой и в тоже время пронзительно проникновенной. Увеличение роли духовой секции и большее количество инструментальных фрагментов, местами напоминающих лучшие образцы минимализма майкла наймана и филлипа гласса, все дальше отдаляет нас от ранних, шизоидных и прекрасных в своей болезненности и простоте альбомов . Былая болезненность ушла, оставив взамен отточенный академизм работы. и несмотря на то, что эта музыка пронизана самой смертью, она есть то немногое, ради чего стоит пока жить в этом мире.
С болезненно-депрессивным творчеством существа по имени варни, а позднее анны-варни, я имел честь познакомиться еще в далеком 95-м году хх-го века и с тех пор SOPOR AETERNUS стал для меня культовой группой, стоящей на одном из первых мест в моем личном табеле музыкальных предпочтений. SOPOR AETERNUS - это клиника", как однажды выразился один мой знакомый. настроение, создаваемое этой командой, а это именно команда, ибо в творческом процессе помимо анны-варни, по ее/его личным заверениям, принимает участие сонм неких астральных сущностей, именуемых ансамблем теней, не поддается тривиальной классификации наподобие: депрессия, печаль или меланхолия. SOPOR AETERNUS представляет собой коктейль темных настроений. за время своего существования SOPOR AETERNUS плавно менял свое звучание от фолк-рокового с элементами темной волны до квазисредневекового, а новый альбом это скорее уже своеобразная нео-классика. весь альбом от начала и до конца пронизан атмосферой угасания и обреченности; он представляет собой плач больного, одинокого и страдающего существа. face two продолжает и усугубляет тему, начатую в первой части дилогии "dead lovers’ sarabande", погружаясь глубже в пучину личностных переживаний. от равномерного боя часов на первом трэке - символа безвозвратно уходящего времени - под рыдания и стоны анны-варни плавно вливаемся в траурную процессию ("procession / funeral march") и печальным маршем под звуки духовых инструментов переходим к ритуально-инфернальным песнопениям в храме больного, умирающего рассудка. местами духовые звучат совсем как в оркестре агентства "ритуал", что прибавляет альбому церемониальной мрачности и трагичности. под конец прослушивания пластинки приходит чувство полной релаксации, успокоения, покоя - начинаешь проникаться сладким ядом вечного сна.
Это лимитированное, ремастерированное переиздание первого альбома SOPOR AETERNUS содержащее 7 дополнительных треков с "es reiten die toten so schnell..." и "rufus" соответственно первой и второй части бессмертной трилогии "blut der schwarzen rose", ранее выходившей только на демо-кассетах. Что касается ремастеринга переизданного альбома, то он практически не заметен даже на высококлассной аппаратуре, разве что звук стал чуть объемнее и мягче по сравнению с первым изданием. но это очень незначительные изменения, правда звук на первом издании мне нравится больше, так как он более "аналоговый", немного грязноватый и очень отвечает духу самой пластинки. сам "...ich tote mich" все уже наверно не раз слышали, но дополнительные треки этого издания стоит воспринимать как целый альбом, они того стоят. "blut der schwarzen rose" - трилогия, само существование которой подвергалось сомнению, давно является самой вожделенной записью для любого любителя SOPOR AETERNUS и для меня в особенности. когда в германии я увидел этот cd в магазине saturn, то у меня просто замерло дыхание и задрожали руки, а когда я поставил его в проигрыватель для предварительного прослушивания и включил ранее никогда не слышанные трэки, то просто чуть не сошел с ума от переизбытка чуств. это самый настоящий "ранний" SOPOR AETERNUS примитивная драм-машинка и непопадающие живые барабаны с перкуссией, casio-подобные звуки струнных и органчика, неровный бас. голос завораживающе болезненен. иногда он довольно низок, но в основном это фирменное дребезжащее завывание и немыслимые протяжные вопли. наслоений вокала, как в поздних работах, практически нет. в паре вещей местами в музыкальной структуре пробивается что-то похожее на post-punk, но в целом ранний SOPOR AETERNUS не похож ни на что другое. мелодии просты до примитивизма, но звуки, которыми все сыграно, превращают самые незатейливые сочетания нот в глубочайшую патологию. каждый трэк необычен и прекрасен, и на мой взгляд "ранний" SOPOR AETERNUS безусловно интереснее поздних "академических" работ. это - настоящее! неискаженное качественной аппаратурой и звукорежиссурой, приглашенными музыкантами, и коммерческой успешностью. реальное! безумие из самого "подполья" болезненного, темного разума. буклетик cd изобилует самыми ранними снимками anna-varney и содержит тексты всех треков, как всегда написанных ей собственноручно. это одна из самых выдающихся записей, выпущенных за последнее время.
И снова анна-варни тревожит нас своими потусторонними dark-wave-побасенками, стращает и шаманит, заглядывает в ночные окна, скребет узловатыми пальцами и корчит гротескные гримасы. ничего нового - вот те два слова, отображающие принципиальную суть очередного пасмурно-декадентского опуса от SOPOR AETERNUS каждая нота "songs from the inverted WOMB слышана уже сотни раз, каждая вокальная интонация обсосана до идеальности, каждая аранжировка скрупулезно вылизана и тщательно отполирована - от такой стерильной академичности становится даже противно. ко всему прочему, смущает нескромная поспешность, с которой был записан новый релиз - то ли не на шутку активизировались мистические побратимы анны-варни - the ensamble of shadows, то ли у нее самой творческая диарея. итог печален и удручающ - слушать "songs from the inverted WOMB примерно так же скучно и неинтересно, как заниматься стейдждайвингом под баллады scorpions. так или иначе, SOPOR AETERNUS сказывают свои суицидальные небылицы достаточно давно, чтобы все уже успели с ними свыкнуться и научились их не бояться.
Подобного развития событий я опасался больше всего... анна-варни дошла в своем творчестве до пика, до совершенства, создав лучший альбом SOPOR AETERNUS за всю историю, который по совместительству является и худшим альбомом проекта. на этом альбоме есть все, что поклонники болезненного dark wave-folk-medieval хотят услышать от нового диска, каждая нотка, каждый звук, каждый вздох отточен до совершенства - все это было отшлифовано на двух альбомах "dead lovers sarabande". результатом стал "идеальный" готический альбом - и если многие обвиняли вторую часть "dead lovers sarabande" в излишнем академизме и мелодизме (в ущерб былой болезненности), то новый альбом звучит еще более мелодично и профессионально. на мой взгляд, это "совершенство" и делает альбом "худшим" - весь диск это один большой самоповтор, как предыдущих работ, так и материала этого альбома. хотя самоповтор это не самое ужасное - печально, что в погоне за международной популярностью anna-varney решила перейти исключительно на английский язык - все композиции исполняются именно на оном, и конечно, большую часть своего очарования музыка sa благодаря этому потеряла. вот этот момент меня действительно очень расстроил, а что касается вторичности - это не так уж и плохо. да, на диске нет ничего оригинального, но ведь многим нужен просто "новый диск SOPOR AETERNUS безотносительно того, несет ли с собой он что-то новое или нет. хотя лично я ожидал чего-нибудь нового, ну что ж, ничего не поделаешь - придется слушать то, что получилось - и забудьте все мое "ворчание", в действительности это лучший диск анны-варни, уже неделю не вылезающий из моего cd плеера.
С каким нетерпением я ждал момента, когда эта пластинка попадет ко мне в руки! Еще бы, судя по названию и списку треков опубликованному незадолго до выхода, этот альбом являлся переизданием самых ранних работ Anna-Varney Cantodea, а именно первой частью бессмертной трилогии "Blut der schwarzen Rose". Сколько ходило споров о самом существовании этих записей, и вот - они наконец издаются целиком! Судите сами, вот трек-лист альбома: 1. Omen Sinistrum 2. Dead Souls 3. Stake Of My Soul 4. Beautiful Thorn 5. Baptisma 6. The Feast Of Blood 7. Sopor Fratrem Mortis Est 8. The Dreadful Mirror 9. Reprise 10. Birth - Fiendish Figuration 11. Penance & Pain 12. Holy Water MOONLIGHT 13. Infant 14. Uber Den Fluss 15. Dark Delight. Семь треков с него уже издавались в виде бонус-треков на переиздании 1999 года первого известного альбома "Ich tote mich". Это: Beautiful Thorn / Baptisma / The Feast Of Blood / Birth - Fiendish Figuration / Penance & Pain / Holy Water MOONLIGHT / Dark Delight. О-О-О-О-О-О! Что это были за треки! Самый ранний - самый "болезненный" материал! Грязное, абсолютно андеграундное звучание, ужасающий (в самом прекрасном понимании) вокал! Остальные восемь треков не были доступны никогда! И вот я держу в руках невыносимо прекрасно оформленный CD. Как всегда потрясающие фотографии Anna-Varney в ее великолепной андрогинной наготе. Удивительно тонко подобран шрифт. Но что я вижу? Список из 11 музыкантов, играющих на виолончелях, гобоях, тромбонах, флейтах, барабанах и так далее. Мы уже привыкли, что в последних работах с Anna-Varney сотрудничает куча профессиональных сессионных музыкантов, но в далеком 1988 году все было иначе! Она записывала все треки сама, с метафизической помощью "ансамбля теней". И вот я ставлю диск в проигрыватель... и сразу все становится ясно. В действительности пластинка не является переизданием. Это АБСОЛЮТНО НОВЫЙ материал. Все треки, написанные еще в 1988 году, были заново аранжированы, записаны и спеты в 2002. Качество записи просто восхитительно! По звучанию немного напоминает три последние работы, но есть и изменения. В музыке стало очень много барабанов. В некоторых местах присутствует ярко выраженная бас-гитара. Практически все треки довольно динамичны, как всегда много духовых, колокольчиков. Треки, которые я раньше слышал, иногда изменены до неузнаваемости. В них добавлено много новых музыкальных тем, они совсем по-другому исполнены и совсем иначе прочувствованны. В любом случае это великолепный альбом! Более того: он несомненно придется по душе не только старым, преданным поклонникам SOPOR AETERNUS но и тем, кто совсем недавно открыл для себя творчество Anna-Varney. Он динамичный, иногда даже маршевый, все вещи очень яркие и запоминающиеся. В нем уже нет той запредельной скорби двух "Сарабанд", зато снова появилась былая болезненность и истеричность вокала. Можно сказать, что любимый всеми трек "Little Velveteen Knight" с теперь уже предпоследнего альбома "Songs From The Inverted WOMB положил начало некому стилистическому повороту от холодной сдержанности в былую безумную исступленность ранних работ. Но сделано это теперь на качественно ином профессиональном уровне. Конечно, остается один вопрос: когда же мы услышим оригинальные версии этих песен, записанные в 1988? И существуют ли эти записи вообще? Я очень надеюсь когда-нибудь их услышать. А пока я слушаю "Dead Souls" и "The Dreadful Mirror" в версии 2002 года! Как это прекрасно!
Новый альбом SOPOR AETERNUS «Les Fleurs du Mal» можно долго обсуждать, рьяно доказывая преимущества данного творения перед остальными darkwave проектами современности, которых и так стало единицы. Тем не менее, новые песнопения Анны Варни - неудачная попыткая сделать шаг назад и вернуться к музыкальному контенту релиза «Es Reiten Die Toten so Schnell». Насколько свежо и аутентично слушался «La Chambre D’Echo», настолько архаично воспринимаются «Цветы Зла». И если предыдущий релиз в чем-то был новаторским и выдержанно бескомпромиссным (вспомнить хотя бы беспрецедентную «We have a dog to exercise»), в котором изрядная доля модернистских вывертов электронного толка воспринималась как само собой разумеющееся, «Les Fleurs du Mal» представляет сборную солянку из инструментария ансамбля теней, отдающую нафталиновым душком костюмов главного лицедея. Проблема даже не в практически полном отказе от синтезированного звучания, подарившее миру гармонично и структурно идеальных «Imhotep» или «The Conqueror Worm», а в тотальной унылости музыкального материала, растянутого до часового хронометража. Слушать длинные композиции, в которых не происходит никакого развития, а лишь обыгрывание заранее взятых нот, – занятие для крайне усидчивых слушателей и преданных фэнов коллектива. Незамысловатой, но запоминающейся мелодией преимущественно выделяются «A Little Bar of Soap» и «Some Men are like Choсolate», которые дают повод поностальгировать о нереализованных возможностях, а вот второго «La Chambre D’Echo» ждать не стоит – не срослось.