Это пятый CD SARBAND, уникального ансамбля музыкантов, исполняющих средневековую музыку - или medieval - и отличающихся очень глубоким, аутентичным подходом к ее созданию. Интересна концепция коллектива - проследить связь музыкальной культуры Востока и Запада в период раннего средневековья, когда эти культуры и цивилизации взаимовлияли и взаимодополняли друг друга и между ними небыло теперешнего антагонизма. Это - из толстого буклета к CD, в котором можно найти обширнейший историко-культурный экскурс. Очевидно музыканты проводят немало времени в музеях и библиотеках, используя старинные инструменты и изучая манеру исполнения тех времен. Но музыка SARBAND это отнюдь не музейный экспонат - она очень живая, яркая и интересная, с каким-то особым ароматом Вечности и Мистерии. Мир этой музыки очень целостен и вместе с тем разнообразен. Таинственная вязь восточных мелодий, романтические баллады и томные испанские романсы, возвышенное духовное пение... Почти во всех композициях присутствует прекрасный женский вокал, иногда производящий просто гипнотическое воздействие.
Новый релиз от "классиков" medieval SARBAND & Osnabrucker Jugendchor (юнешеский хор Osnabruck). Восхитительный, очень красивый диск, как всегда концептуальный, на этот раз доктор музыковедения Vladimir Ivanoff исследует традиции женских христианских песнопений средних веков, на диске представлены средневековые христианские чанты сирийской традиции, а также чанты византийского композитора церковной музыки kassia, жившей в девятом веке и знаменитой немецкой абатессы hildegard von bingen (1098-1179). кроме вышеупомянутого юношеского хора, постоянно сотрудничающего с SARBAND на диске cолируют три исполнительницы - Fadia El-Hage, которая уже должна быть знакома любителям medieval по работам с SARBAND и VOX, Belinda Sykes, тоже принимавшая участие в записях альбомов SARBAND и Marianne Kirch, уже менее известная исполнительница. Как обычно диск дополнен толстенным буклетом с подробным описанием концепции альбома и подробными данными о исполнителях, от перечисления ученых степеней и званий которых просто рябит в глазах, что и отчетливо слышно в музыке, альбом, как и большая часть созданий SARBAND крайне, можно даже сказать чересчур, академичен, и поэтому местами скучен, несмотря на прекрасные вокалы, а на альбоме содержатся преимущественно акапелла композиции, и воспринимается скорее как научная работа, нежели музыкальное произведение, хотя сложно упрекать SARBAND в этом, ведь примерно такова и общая концепция коллектива.
Есть музыканты, которые вызывают однозначное чувство симпатии - своей искренностью, увлеченностью и энтузиазмом - владимир иванов один из них. близкие русскому слуху имя и фамилия могут сбить с толку, хотя он практически наш соотечественник родом из "шестнадцатой республики" - солнечной страны болгарии. доктор иванов, является видным специалистом по "ранней музыке" - тому, что в обиходе называется medieval, но его интересы не ограничиваются серьезными академическими исследованиями и выступлениями на симпозиумах - свои знания он применяет в деле, представляя свои попытки воссоздать средневековую музыку в рамках проектов SARBAND vox, l’orient imaginaire и metamorphoses. но и этим не ограничиваются его музыкальная активность - будучи действительно разносторонним человеком, он продюсирует различные коллективы (среди которых знаменитые mystere des voix bulgares, эстонская фолк исполнительница elka atanasova и даже русский поп-коллектив мегаполис), и экспериментирует в более близких "широким готическим массам" музыкальных областях - в рамках его проекта vox/zeitgeist совместно с освальдом хенке из GOETHES ERBEN но пора переходить непосредственно к SARBAND и "danse gothique". каждый проект владимира иванова достаточно концептуален, что касается SARBAND то его основная идея - исследование взаимодействия европейской, еврейской и восточной культуры в средневековой музыке. не стал исключением и альбом "danse gothique" (название, которое явно может сбить с толку многих готов, рассчитывавших услышать на оном готические танцульки), и хотя на диске представлены произведения двух вполне европейских композиторов - erik satie (1866-1925) и gillaume de machaut (1300-1377), звучание не менее восточное, чем на остальных дисках - этому способствуют и три колоритных музыканта-турка, играющие на народных инструментах, и потрясающая певица fadia el-hage, уже хорошо знакомая поклонникам творчества vox и SARBAND в своем новом музыкальном "исследовании" доктор иванов попытался не просто представить отдельные композиции этих двух весьма разноплановых композиторов, а создать из них цельное, единое, произведение - возвышенные, неоготические композиции с женским вокалом, вкрадчивой арфой, созданные практически нашим современником эриком сати, чередуются с медитативными, печальными, по большей части "восточными" композициями gillaume de machaut. Я слышал различные попытки исполнения творений этих композиторов, и, честно говоря, даже не мог себе представить, что из подобного разнородного материала возможно создать настоящее органичное произведение, поразительно красивое и возвышенное. но в чем я никогда не сомневался, так это в профессионализме и любви к музыке господина иванова, этим релизом он еще раз продемонстрировал свой потрясающий талант интерпретатора старинной (и не только) музыки.