Ни для кого не секрет, что музыка может находить разный отклик в душе и порождать разные эмоции и чувства. Некоторая музыка вгоняет в уныние, другая возбуждает и дает заряд бодрости, третья откровенно раздражает или, наоборот, проходит мимо ушей, так и не задев за струны восприятия. Вот пишу я эти строки и слушаю рецензируемый диск, одновременно прислушиваясь к своему внутреннему голосу, и понимаю, что я устал... устал не слушать, а скорее понимать, что большинство попадающих мне в руки на рецензию дисков - это музыка сделанная с желанием придерживаться определенного настроя, определенной эстетики, определенных образов, а ведь это в конечном итоге связывает музыкантам руки, и они не могут воплотить то, что действительно их волнует. Подчиняясь стереотипам и шаблонам, зодчие звуков становятся рабами субкультурных клише, имиджевых стратегий и прочей мути, которая делает музыку квадратной и пластиковой, как бы хорошо она ни была сыграна. И как бывает приятно услышать просто свободный звук. А говорю я все это к тому, что на фоне множества “квадратных” альбомов работа ROBERT REEG а - как глоток чистого горного воздуха после проведенного безвылазно года в каменных джунглях индустриального города. Я не хочу сказать, что Black Birds Falling - это шедевр, или что это музыка, лишенная клише и шаблонов, отнюдь. Просто здесь чувствуется поток образов, течение идеи, не завязанной на одной ярко выраженной банальности. Это не дарк эмбиент, хотя очень похоже, скорее оно напоминает экспериментальный, авангардный индастриал в духе эмбиентных альбомов COIL или отчасти наталкивает на сравнение с шумовым творчеством CURRENT 93 (времен Dogs blood raising или Nature unveiled), но только более абстрактно, чем последних, и менее ритуально. Общее впечатление от альбома весьма положительное, ощущается легкий разгруз от ранее затаренного в бедную головушку :)
Не пугайтесь столь настораживающего названия и такой черной черепастой обложки – это не black metal, нет. Второй CD-r альбом Роберта Рига хоть и значительно отличается от уже ранее рецензированного “Black Birds Falling”, но все же не настолько, чтобы хвататься за голову. Если честно, то я особо не понимаю, зачем было придумывать такое название, но дело хозяйское… да и я в большей степени склонен слушать музыку, чем разглядывать обложку и перечитывать названия треков и самого альбома, а с музыкой здесь в принципе вполне нормально. Да, новый музыкальный материал не является нейтральным индустриальным экспериментальным эмбиентом, как на прошлом релизе. Сейчас это скорее просто экспериментальная некоммерческая электроника с различными уклонами на каждом отдельно взятом треке. Так, к примеру, третий трек более смещен в дарк фолковую область и очень напоминает апокалиптическое творчество персонажей с WSD, но следующий за ним трек уже приобретает какое-то рОковое звучание, которое сменяется на пятом треке электронным минимализмом, а с шестым треком музыка превращается уже в драм’н’бэйз и так далее. И все было бы очень хорошо, но мое внимание все время цеплялось за вокал. Мне постоянно резал слух напряженный акцент в произношении англоязычного текста, когда в песнях появляется неискаженный голос. Но по мне - это единственный существенный и более-менее объективный минус пластинки. Так же как и “Black Birds Falling”, новый альбом произвел на меня впечатление вполне зрелой, законченной и полноценной работы.
В пресс-релизе к этому альбому было указано, что в 2003 году планируется выпуск нового альбома “Dead Leaves”; надеюсь, новая работа от ROBERT REEG будет, по крайней мере, не менее интересной, чем предшествующие.
P.S.: Роберт Риг, по информации из пресс-релиза, также является участником проекта MOONLIGHT EMPIRE, в составе которого выступает с 1991 года.