Релиз, мягко говоря уникальный - альбом "раритетов" культового английского коллектива ATTRITION сам по себе уже представляет интререс, а то, что этот диск вышел в россии на калининградском лэйбле brudenia только подливает масла в огонь. в западных рецензиях упоминается, что этот релиз ориентирован на российский рынок. позволю с этим не согласиться - ATTRITION по какой-то причине практически неизвестны у нас, и когда я только узнал о планах владимира игошина (он и скрывается под названием brudenia) о выпуске этого альбома, я не сомневался, что это исключительно "экспортная" зaтея, тем более, что прецедент уже есть - первый cd такого рода был выпущен на brudenia годом раньше. это был диск легендарные розовые тоЧки "пой пока можешь" (думаю не надо объяснять, что этот диск был русским сборником THE LEGENDARY PINK DOTS где название группы, альбома и песен были написаны на русском) - этот диск так и не появился в продаже на просторах нашей страны, однако уже не один мой знакомый рассказывал мне, как долго стоял с открытым ртом у прилавка магазина, торгующего cd, где-нибудь в лондоне или париже, обнаружив этот диск в одной кучке с номерными альбомами lpd; многие даже в помутнении рассудка были уверены - ан нет, все очень просто оказалось. вот и данный релиз такой же природы - в россии он вряд ли будет продаваться, зато уже успешно распространяется всеми крупнейшими западными дистрибуциями. Сам альбом является сборником, представляющим эмбиентно-неоклассическую сторону творчества ATTRITION (причем отобраны преимущественно редкие, ремастированные и ранее не издававшиеся трэки) за период с 1982 года по 1999, и мне, как любителю их более динамичных electro/darkwave трэков кажется немного занудным. хотя я знаю немало тех, кто любит ATTRITION именно за их эмбиентные эксперименты. если вы из их числа - поищите это издание. Отдельно хочется отметить уникальное оформление cd - выпуклый конвертик сделан по "обойной" (в смысле как выпуклые обои) технологии.
Издание раритетное по множеству причин, ну во первых тираж, для одной из самых популярных современных готических групп диск вышедший тиражем в 500 экземпляров - просто нонсенс, во вторых диск вышел не на projekt, а на маленьком итальянском лэйбле ars benevola mater, являющемся сублэйблом amplexus. причины, по которым диск вышел именно таким образом мне не известны. Альбом представляет собой нео-классическую ипостась ATTRITION те кто хорошо знаком с их творчеством прекрасно поймут о чем я - в подобном ключе у них выдержано несколько альбомов, например "etude". все пять композиций выдержаны в минималичтичном нео-классическом ключе - виолончель, немного фонововых электронных эффектов и все. в целом очень минималистично и мрачно - местами напоминает дебютный диск AMBER ASYLUM из пяти композиций две ранее выходили (но для этого диска они были специально перезаписаны - "prelude" (на "3 arms & a dead cert") и "a virtual angel" (на "the jeopardy maze"), остальные пять ранее не издавались. Я однозначно рекомендую этот диск, хотя знаю что доcтать его будет не легко.
Attrition принадлежит к числу тех немногих групп, которым удалось со временем выработать не просто свой уникальный звук, но даже и собственный стиль. хотя, возможно, некоторые слушатели захотят обвинить группу в “штамповке”, я думаю, ATTRITION удалось избежать этого распространенного в среде электронной музыки ярлыка. Последнее творение мартина боуса (martin bowes) мало чем отличается от предыдущих работ его группы (разве что модными ныне jungle / trip-hop ритмами)... альбом открывается с очень красивого меланхолического вступления “a virtual angel”, исполненного на скрипке. далее следует ударная доза из четырех танцевальных хитов, схожих как по концепции, так и по общей атмосфере, среди которых особенно выделяется “i am a thief”. в целом же вся первая половина альбома достаточно типична для ATTRITION позднего периода и никаких откровений в себе не содержит. вторая же половина альбома почти полностью выдержана в амбиентной стилистике. и, на мой взгляд, представляет гораздо больший интерес. аналоговые пульсации, шумы, монотонные скрипки и отголоски человеческой речи… такое ощущение, что ты попал в какой-то странный фантастический фильм или чей-то сон и имеешь возможность наблюдать все действие со стороны. перед глазами проплывают заброшенные фабрики, сгоревшие дома, безлюдные кварталы… музыка проходит как фон, и если в нее не вслушиваться, то вообще можно даже ее и не заметить. одновременно мрачно, красиво и таинственно… особым словом надо отметить две весьма продолжительных композиции “a few of my favourite things” и “have a nice time…”, по моему скромному мнению, являющимися лучшими на альбоме. заканчивает же пластинку электронная версия английского гимна “god save the queen”, к удивлению, очень даже вписывающегося в общую атмосферу альбома. в целом, думаю, “the jeopardy maze” должен прийтись по вкусу, как и любителям экспериментальных форм музыки, так и старым поклонникам ATTRITION
Точная дата создания ATTRITION мне не известна, но их самая ранняя запись датируется 1982 годом, что и говорить - почти 20 лет, срок очень солидный для готически-индустриальной сцены, при этом еще большее уважение вызывает то, что группа все это время активно экспериментировала со своим звучанием, постоянно изобретая что-то новое, начав свой творческий путь с post-punk, они быстро перешли в электронно - индустриально - экспериментальную область, создавали неоклассические и ethereal композиции, экспериментировали с darkwave и dark electro... Я даже встречал людей, считающих что есть две группы под называнием ATTRITION - одна исполняет инструментальную нео-классику, а вторая darkwave, вынужден вас обрадовать (или огорчить) - все это один коллектив, под управлением неугомонного martin bowes. собственно рецензируемый cd представляет их электронно - готическую ипостась (тем, кому интересна нео-классическая сторона их творчества, рекомендуется компиляция "esoteria", вышедшая на калининградском лэйбле brudenia), причем это не просто сборник, это записи гастрольных выступлений британцев в различных клубах америки. основная масса композиций - фирменный ATTRITION овский динамичный darkwave, в основном композиции с альбомов "jeopardy maze", "3 arms & a dead cert" и "the hidden agenda", хотя есть и композиции с нео-классического "etude". на мой взгляд, в концертном варианте большая часть динамичных хитов вроде "lip sync" или "atomizer" слушается бедновато (по сравнению с альбомным звучанием), но благодаря кристально чистому качеству записи, альбом воспринимается не как концертный диск, а как сборник ремиксов, и хотя я как раз поклонник электронного творчества ATTRITION этот диск мне было немного скучно слушать - все те же трэки звучат на дисках куда живее, думаю что акустический концерт matrin bowes и co я послушал бы с гораздо большим удовольствием.
Давно стало ясно: ATTRITION не музыка, а состояние... "сумеречное состояние души" (гм, интересный термин)... некие знаки новых форм существования жизни и страсть и нега в этом мертвом теле, где-то рядом бледные дщери гармонии с облезлым пластиком могильных цветов в волосах. в густоте ночного воздуха разлиты многоцветные (от густо-черного до праздничного светло-серого) волшебные вибрации души нежной, но мертвой (наоборот?). она мертва, но мы так мало знаем... тем, кто уже знаком с ATTRITION "heretic angels" как последний вдох - концертное звучание убедительнее, даже, студийного; тем, кто не слышал, полезно тем паче - лишнее подтверждение верных снов и случайных предчувствий. ведь ночь началась? это чувствует каждый (сравните например cosmic citizen с бледным сиквелом heartbreak cinema CUT.RATE.BOX ). изумительно верно выстроен порядок песен - последняя вещь не могла быть иной. настоящий диск n 1 для тех, кто тщится вспомнить своё имя.
Заслуженные ветераны чёрной сцены из Англии возвращаются с новым, 12-тым по счёту, альбомом. Находясь в андерграундном музыкальном движении уже более 20 лет, ATTRITION никогда не стояли на месте и не испытывали недостатка в идеях. Таланты Martin'a Bowes, главы проекта, позволяли ему записывать удачные диски не зацикливаясь на определённом стиле. ATTRITON одинаково хорошо получалось поработать в gothic ethereal, в electro darkwave, и даже в experimental с neoclassical. Такие альбомы как "The Hidden Agenda" и "3 Arms & A Dead Cert" стали культовой классикой электронного дарквейва, позволив группе крепко занять место в одной нише со знатными садомазо-фетишистами из DIE FORM. Но время шедевров уже позади: это касается, в принципе, не только ATTRITION, а вообще всех теперешних музыкантов. Время, когда было много идей, но не было достаточно инструментов для их достойного воплощения, прошло. Сейчас же в дефиците идеи, но есть все возможности добиться навороченного звучания, которым и подменяют отсутствие новых мыслей.
Вот и здесь, в "Dante's Kitchen", такое ощущение, что Martin Bowes, нащупав определённую "фишку" в двух своих самых известных альбомах, решил до конца проэксплуатировать её и создал пластинку, сотканную больше из клише, нежели из крупиц собственной души. Все трэки ровные, будто сошедшие с одного конвейера, безупречно исполнены и саранжированы. Одноимённый "Dante's Kitchen" и "The Ladder", может, чуть выбиваются в лучшую сторону, задерживаясь в мозгу немного дольше остальных. Многократное прослушивание всего содержимого, к сожалению, не улучшает первого создавшегося мнения о пластинке, и полюбить её всей душой и телом не получается. Конечно, этот альбом - не сто шагов назад, тихо на пальцах, но притяжения больше нет...