Russian Gothic Page        Всего рецензий в базе:1571
   Новые рецензии
   Индекс рецензий
   Поиск
   Группы

ATARAXIA   
     Групп, которые сложно отнести к определенному музыкальному направлению, чей стиль невозможно охарактеризовать одним словом, на свете не так уж много. Их участь иногда незавидна, но если уж такой коллектив добивается успеха, то становится настоящей легендой. Судьба распорядилась так, что итальянский коллектив ATARAXIA больше всего известен как готическая группа, хотя их аудитория намного шире – ведь их выступления посещают люди, увлекающиеся реконструкцией средневековых одежд и музыки, и поклонники фолк-музыки, их диски слушают и продвинутые «толкиенисты», и металлисты, и готы. Их часто сравнивают с DEAD CAN DANCE, и во многом эти сравнения обоснованы – тут и очарование эффектного женского вокала, и артистичность выступлений, и переплетение готического романтизма со средневековыми и восточными гармониями. Хотя самим музыкантам такое сравнение не очень нравится – они идут своим уникальным путём, их музыка более чем индивидуальна.
     
      О раннем периоде существования группы музыканты ATARAXIA не очень-то любят говорить – известно только, что группа собралась в 1985 году и до начала девяностых у них были непростые времена – попытки добиться известности и независимости и в Италии весьма болезненны. Выступать приходилось где попало и самим продавать самодельные кассеты с музыкой, которые ныне стоят немалых денег и являются филофонистскими раритетами! Ну, а тогда жизнь казалась мрачной и безрадостной. Видимо, поэтому коллектив, добившись-таки контракта с итальянским лэйблом Energeia, бросился выпускать по два альбома в год! Такое ощущение, что они пытались высказать всё то, что накопилось у них за те времена, когда они с трудом могли быть услышаны… Первый же альбом – "Simphonia Sine Nomine" – продемонстрировал, что группе действительно есть что сказать. Величественный глубокий вокал Франчески Николи, инспирированная эпохами Барокко и Ренессанса музыка, да и сама концепция альбома – о статуях старинных кладбищ, незримо наблюдающих за живыми, бродящими между могил. Неудивительно, что каждый альбом ATARAXIA это не просто «сборник песен», но законченное концептуальное произведение: "La Malediction d'Ondine" рассказывает о трагических судьбах героинь произведений Шекспира и Эдгара По, "Le fantasme dell'Opera"- словно еще одна постановка “Призрака Оперы”, “Lost Atlantis”, один из самых сложных и совершенных альбомов группы, исследует миф об Атлантиде, причем «исследование» здесь не просто красивое слово – музыканты потратили несколько лет на сбор и анализ мифов и легенд об Атлантиде, при написании альбома были использованы десятки текстов на разных языках. А новейший альбом ATARAXIA, вышедший в феврале 2002 года, “Mon Seul Desir” инспирирован «Песнью Песен» Царя Соломона. За свою историю ATARAXIA записали уже десять полноформатных альбомов (это не считая синглов, сборников и лимитированных дисков), релизом “Mon Seul Desir” празднуя своеобразный юбилей. Десять альбомов и семнадцать лет существования группы - это более чем солидный срок. Естественно, стилистика и звучание коллектива определенным образом менялись – от утонченных и замысловатых реконструкций средневековой, барочной музыки и музыки эпохи Возрождения на ранних альбомах до современного уникального переплетения элементов средневековой музыки, готики, нео-фолка и даже new age.
     
      Традиции трубадуров и менестрелей не погибли – они живут вместе с музыкантами группы. Все участники проекта живут в старинных итальянских городах, впитав их средневековое очарование. И даже в обычной жизни они не сидят в пыльных офисах – среди занятий участников проекта такие редкие специальности, как геометр, специалист по средневековой музыке, художник, церковный музыкант и даже мастер по изготовлению старинной мебели! Пять участников группы – это не только традиционный «музыкальный» состав, хотя и он силён и самобытен – вокалистка Франческа Николи также играет в группе на флейте и цимбалах, да и остальные участники группы – гитарист Витторио Ванделли, клавишник Джованни Паглиари и перкуссионист Франческо Банчини – тоже радуют слушателей своими вокалами, но отдельное место в группе занимает уникальный человек – мим Лоренцо Бузи, разыгрывающий настоящее театральное действо, средневековую пантомиму на живых выступлениях коллектива. Театральность выступлений ATARAXIA вообще является отличительной чертой группы.
     
      В послужном списке коллектива более двухсот концертов в практически всех странах Европы. Теперь дошёл черёд и до Москвы – все любители средневековой музыки, нео-фолка и готики приглашаются на выступление ATARAXIA, которое пройдет 21 апреля в московском клубе «Точка»!
     
     Дискография (только CD):
     "Simphonia Sine Nomine" - '94 (Energeia/Apollyon)
     "Ad Perpetuam Rei Memoriam" - '94 (Apollyon)
     "La Malediction d'Ondine" - '95 (Energeia)
     "The Moon Sang On The April Chair" - '95 (Apollyon)
     "Il Fantasma Dell'Opera" - '96 (Avantgarde)
     "Concerto N. 6: A Baroque Plaisanterie" - '96 (Apollyon)
     "Orlando" MiniCD - '98 (Prikosnovenie)
     "Historiae" - '98 (Cruel Moon/Cold Meat Industry)
     "Lost Atlantis" - '99 (Cruel Moon/Cold Meat Industry)
     "Suenos" - '01 (Cruel Moon/Cold Meat Industry)
     "A Calliope... Collection" - '01 (Future Insights)
     "Mon Seul Desir" - '02 (Cruel Moon/Cold Meat Industry)
     
Альбомы

"Paris Spleen"
(p) 2006 Cold Meat Industry

"Mon Seul Desir"
(p) 2002 Cruel Moon

"Suenos"
(p) 2001 Cruel Moon

"A Calliope... Collection"
(p) 2001 Future Insights

"Lost Atlantis"
(p) 1999 Cruel Moon

"Historiae"
(p) 1998 Cruel Moon

"Orlando"
EP (p) 1998 Prikosnovenie


Фотографии группы

Рецензии на группу
ATARAXIA "Historiae" / (p) 1998 Cruel Moonопубликовано 19 Декабря 1998 г.


         После двухлетнего перерыва ATARAXIA выпустили свой новый альбом, молчание в течение двух лет меня несколько удивляло - ведь до этого они выпускали по два полноценных альбома за год! но по официальной версии franesca nicoli, vittorio vandelli, giovanni pagliari и giorgio buttazzo не теряли времени даром и кропотливо изучали музыкальные традиции и историю и слушая этот альбом понимаешь, что это время было потрачено не зря.
         На новом альбоме ATARAXIA отошли от своих барочных традиций и постарались внести в свою музыку элементы средневековой мелодики, хотя поиск отличий от их предыдущих работ дело неблагодарное - ATARAXIA это в первую очередь великолепный, завораживающий вокал francesca nicoli, и насколько хороша и оригинальна не была бы музыка, основное внимание у слушателя все равно фокусируется на вокале франчески, похоже ATARAXIA это прекрасно понимают и всегда старались сделать музыку удачным фоном, хотя в новом релизе музыка все же не настолько "фонова" как на "le fantasma dell’opera" или "simphonia sine nomine". на мой взгляд "historiae" удачен именно благодаря грамотным балансам - в первую очередь между музыкой и вокалом и между соотношением медиевальных и барочных элементов в музыке. кроме "студийных" композиций на диске содержатся и три концертных трэка (вообще странная тенденция - предыдущий диск - concerto n. 6 был преимущественно концертным - и вот на этом тоже пара "живых" композиций). в принципе я не вижу большого смысла более подробно расписывать данный релиз - фэнам атараксии он однозначно рекомендуется, да и тем кто никогда не слышал ни одного их альбома я рекомендую начинать знакомство именно с него, в целом после многократных прослушиваний, я считаю этот диск лучшим из всех их альбомов. ps. но что меня сильно удивило - так это сам факт выхода альбома на лэйбле cruel moon, саблэйбле cold meat industry...

    coroner


ATARAXIA "Orlando" EP / (p) 1998 Prikosnovenieопубликовано 21 Марта 1999 г.


         Не успел я в предыдущем выпуске рецензий пожаловаться на застой у ATARAXIA, как подоспел их второй релиз в 1998 году - EP "Orlando", вышедший на лэйбле Prikosnovenie. Этот диск был выпущен ограниченным тиражом в 500 экземпляров в серии miniature (ранее в этой серии выходили EP Рада и терновник, JACK OR JIVE, LES SECRETS DE MORPHEE, etc.). Скорее всего, он будет интересен коллекционерам и фэнам ATARAXIA. В отличие от нового medieval-ного звучания, представленного на последнем диске, "Historiae", на этом EP содержатся композиции в традиционном барочном ключе. По видимому, музыканты записали весь материал еще до "Historiae", так что "Orlando" можно расценивать как продолжение "Concerto no. 6". Этот миниальбом был вдохновлен одноименной книгой Вирджинии Вульф (как можно догадаться по названию). Нет смысла в тысячный раз описывать все достоинства вокала Francesca Nicoli и музыки ATARAXIA. Уверен, что любители ATARAXIA не будут разочарованы данным релизом, да и те, кто никогда не слышал эту замечательную итальянскую группу, смогут получить достаточно полное представление о их музыке.

    coroner


ATARAXIA "Lost Atlantis" / (p) 1999 Cruel Moonопубликовано 28 Января 2000 г.


         О готовящемся CD "Lost Atlantis" было известно уже несколько лет назад. Этот концептуальный релиз, посвященный Атлантиде, "созревал" довольно долго. Francesca Nicoli, Vittorio Vandelli и Giovanni Pagliari в течение трех лет изучали мифы и предания об Aтлантиде и посещали страны Ближнего Востока, где такие легенды все еще живы. Результатом всех изысканий и стал этот альбом. ATARAXIA всегда отличались серьезным, комплексным подходом к созданию музыки. В этом альбоме в музыкальную форму преобразились мифы и легенды различных народов, музыкальные традиции, философские теории и многое другое, имеющее отношение к потерянному континенту. Диск достаточно отличается от прежних работ ATARAXIA. Если раньше большая часть материала базировалась на западной medieval и baroque традиции, то на этом альбоме вы услышите немало элементов из области new age, world music и этно-ритмов. Несмотря на присутствие многих, не особенно характерных музыкальных ходов, "старая добрая" Атараксия все же проглядывает через их плотные ряды. По-прежнему прекрасен уникальный вокал Francesca Nicoli. Музыка не стала менее величественной, но в общем диск достаточно спокойный, и обвинения его в new age’вости не лишены оснований (хотя ничего особенно ужасного я в этом не вижу, они же не полностью new age альбом записали, а всего лишь использовали его элементы). В целом, релиз сильный и достаточно разнообразный (рекомендуется послушать его тем, кто обвинял старые диски ATARAXIA в однообразии). На мой взгляд, это не самый лучший из их альбомов, но смею вас заверить - один из лучших.

    coroner


ATARAXIA "Suenos" / (p) 2001 Cruel Moonопубликовано 07 Мая 2001 г.


         Выход каждого нового cd ATARAXIA - настоящие событие. и это не преувеличение - на каждом альбоме этот итальянский коллектив выкладывается на все 200%. конечно, кому-то больше нравятся одни альбомы, кому-то другие, но не голословным будет утверждение, что плохих или неинтересных альбомов в дискографии ATARAXIA нет. не являются исключениями и "сны" ("suenos"), рецензию на который можно было бы свеcти к лаконичному предложению "новый альбом ATARAXIA . однако, оправдывая гордое слово "рецензия", придется написать еще несколько строк. насколько я понимаю, в отличие от большинства других альбомов коллектива, этот диск не является концептуальным произведением, а скорее "обычным" альбомом, что для ATARAXIA согласитесь, редкость. композиции представленные на диске объединены в три различных цикла (по четыре песни в каждом) - ego promitto domino, l’ame d’eau и sandy dunes. представленный музыкальный материал отличается нехарактерным для группы разнообразием - от средневековых баллад и бравурных милитаристских композиций, до практически поп-песен а-ля кейт буш и "околоньюэйджевщины". лично меня это разнообразие, как ни странно несколько утомило - я привык к тому, что альбомы ATARAXIA выдержаны в едином стиле, хотя возможно кто-то сочтет это плюсом. как бы то ни было - отличный новый альбом, еще раз представляющий божественный голос francesca nicoli во всей красе.

    Диск предоставлен Cold Lands

    coroner


ATARAXIA "A Calliope... Collection" / (p) 2001 Future Insightsопубликовано 31 Марта 2002 г.


         В жизни каждого коллектива наступает момент, когда необходимо выпустить "the best" - некоторые с этим очень торопятся и встречаются такие нелепые ситуации, когда диск "the best" выходит у группы, у которой всего-то один-два альбома! но в случае с ATARAXIA выпуск сборника лучших композиций вполне оправдан - ведь он содержит трэки с двенадцати различных дисков группы! причем не только с альбомов, но и со split-синглов, мини-cd и концертных лимитированных изданий. идея выпуска такого диска, без сомнения, достойная, хотя релиз получился не без странностей. начну с того, что диск вышел в бразилии - что само по себе уже более чем примечательно, ума не приложу, зачем ATARAXIA сделала столь экстравагантный шаг, ну, а во-вторых, видимо, сказывается качество бразильской муз-инусдтрии - оформление сделано с претензией - картонная коробка, толстенный буклет, но всё это нивелируется ужасным качеством полиграфии, верстки и дизайна! подобное, честно скажу, мне попадалось нечасто - зачем нужны такие недешевые, по сути, изыски, если всё выполнено на ужасном кустарном уровне? можно сказать, что половина впечатления от этого издания была испорчена оформлением. а вот к музыкальному материалу придраться невозможно - действительно лучшее из лучшего, и хотя лично я с некоторых альбомов выбрал бы другие композиции, я прекрасно понимаю и одобряю выбор составителей - ведь диск составлен в хронологическом порядке и, что еще более важно, составители пытались сделать так, чтобы он слушался не как сборник из разрозненных композиций, а как настоящий альбом. хронологический порядок - не столько следствие любви к порядку (а ATARAXIA это, несомненно, присуще), сколько попытка продемонстрировать определенный творческий рост, работу над звучанием и стилистикой - и, на мой взгляд, это группе вполне удалось. ps. кроме того, диск содержит и два эксклюзивных новых трэка!

    coroner


ATARAXIA "Mon Seul Desir" / (p) 2002 Cruel Moonопубликовано 31 Марта 2002 г.


         Группа ATARAXIA ни один альбом не может выпустить просто так - вот чтобы взять и накидать на диск самых разных композиций, между собой не связанных. всё у них должно быть концептуально и прочувствовано. вот и новый альбом в этом плане не оригинален, в том смысле, что концептуальность опять налицо - на этот раз, после дисков, посвященных смерти, кладбищам, боли, сражениям, дальним странам и затонувшим цивилизациям ATARAXIA записали альбом, посвященный, как это ни странно, любви. хотя, конечно же, ничего странного в этом нет - их музыка всегда была крайне лирична и чувственна. диск содержит всего шесть композиций, последняя из которых, правда, длится 12 минут - по звучанию это своеобразный симбиоз старого и нового звучания группы - есть композиции, звучащие как классические трэки с "la malediction d’ondine" и "il fantasma dell’opera", а есть композиции с современным, более фолковым и более "нью-эйджевым" звучанием в духе "suenos" и "lost atlantis" соответственно. ключевой элемент музыки, как и всегда - вокал франчески николи, которая, бесспорно, является одной из лучших и наиболее оригинальных вокалисток современной готик/нео-фолк сцены. удивили лишь заигрывания с вокальным "верещанием" в духе diamanda galas в композиции "jarem gitti". как ни странно, лучший трэк альбома - средневеково/нео-фолковый опус "mundus est jocundum", тот, что замыкает альбом, правда в действительности он длиной не в 12 минут - просто за ним кроется еще один трэк-сюрприз. диск производит отличное впечатление, но возникает лишь один вопрос - почему он такой маленький? неужели на любовь у ATARAXIA в отличие от смерти и боли, вдохновения не хватило?

    coroner


ATARAXIA "Paris Spleen" / (p) 2006 Cold Meat Industryопубликовано 15 Июня 2007 г.


         У некой кошки было девять хвостов (или девять голов, сейчас неважно), а у Франчески Николи есть два совершенно разных голоса, что тоже очень немало. Один голос - волнистый, шелковистый, текучий, словом, такой, какой и можно ожидать от группы на стыке неоклассики и медиевала. Другой – пугающий, низкий, настолько "фундаментальный", что даже непонятно, как это природа додумалась его вложить в совсем не "фундаментальную" Франческу. Обычно голоса эти находятся между собой в некой предустановленной гармонии, но должен сказать, что моих фаворитов группа успела выпустить еще в 90-е годы, а альбомы, с которых начался нынешний век ("Suenos" и "Mon Seul Desir"), меня ни чуточки не зацепили, в особенности потому, что спокойная, "волнистая" составляющая в них, кажется, брала верх. Подкрадывавшуюся мысль о застое опроверг отличный альбом "Saphir" и замечательные версии старых песен, но хотелось новизны, слома привычного восприятия.
         И вот явился «Парижский Сплин», альбом-отдых от самих себя, альбом-шутка, - на такой удивительный сюрприз едва ли кто мог рассчитывать.
         Вообще-то, нам предлагают войти. На обложке изображен вход в здание "Cabaret de l’Enfer", "Кабаре Ада", что на бульваре Клиши, 53 (известный снимок Эжена Атже). По ту сторону разверстого рта официанты (в костюмах чертенят) не забывают сообщить, что даже в жарком аду имеются охлажденные спиртные напитки, а публику ждет следующий номер - превращение человека в скелет и исчезновение его без остатка (оптический трюк в традиции театра "фантасмагория"). Итак, предложив слушателю свое собственное воображаемое представление на этой сцене (несвойственный ранее игровой момент), группа вытащила на свет культуру парижских "макабрических" кабаре начала XX века, ворох винтажных зарисовок Атже (французский фотограф, благодаря которому сохранился облик старинного Парижа) и отрывки из "Стихотворений в прозе" Бодлера в качестве текстов.
         Некогда Проспер Мериме объявил автором своего сочинения женщину-актрису и поместил в качестве ее портрета свое изображение в женской одежде, а ATARAXIA объявляют соавторами "Paris Spleen" компанию престранных субъектов во главе с загадочной мадам (у Бодлера - мадемуазель) Бистури, якобы реально выступавших в Париже столетие назад и ныне (через некого медиума) пожелавших сыграть "первый в мире совместный концерт живых и мертвых". (Меня обрадовал проявленный здесь вкус к литературной мистификации.) Каждый из субъектов (все они вместе со звонкими титулами перечисляются в бодром, под цирковой марш, открывающем треке "Bienvenue а l'Enfer!") снабжен красочной биографией. Вот пример: "Меня зовут Сибелиус, и я родился в Санкт-Петербурге. После обучения я приехал в Москву и стал доверенным советником Царя. Я возражал против дружбы Царицы с сомнительным индивидуумом по имени Распутин и был вынужден ночью, подобно бандиту, покинуть Святую Мать-Россию. В Париже, попав в тюрьму и получив озарение, я решил основать богоугодное Кабаре Неба, но однажды я был обманом завлечен в греховодное Кабаре Ада порочным и отвратительным существом, известным в городе под именем мадам Бистури!"
         Из музыкального ряда немного выпадает трек "Le Marchand de Nuages" - по-прежнему "средневековый", - но он объясняет, откуда выросла музыка "Paris Spleen", а именно из акустического рукоделия последних альбомов "Arcana Eco", "Odos eis Ouranon" и "Saphir", через которое пропущены всевозможные популярные жанры, нечто "до боли знакомое", - вальсы, танго, марши, цирковая музыка. Чудесная острота жизни, которую дает этот сплав, особенно заметна в двух самых ярких вещах альбома - "Tango des Astres" и "Longtemps Pierrette d'Orient". Чтобы получить больше удовольствия, нужно дать полностью поглотить себя ансамблю музыкальных линий: вот признанный возбудитель ностальгии - аккордеон, вот гитара в бисере мелизмов, вот беготня черных и белых клавиш, вот трещотки и цимбалы юмором разряжают обстановку (общая подача - довольно агрессивная). Пожалуй, слово "кабаре" (в его привычном понимании) не совсем уместно; нет здесь и ничего особенно парижского (легкомысленного или скабрезного), никакой "музыки кафе". Больше всего похоже на представление в духе театрального авангарда, на базе комической оперы. И еще: героическое настроение не покидает группу даже на постановке буффонады. "Опьяняйтесь! Опьяняйтесь!", - поет Франческа известные слова Бодлера, а кажется, что исполняет "Марсельезу" - но не во славу пролетариев, а во славу искусства, красоты, смысла, любви, напряженности и страсти. "Мон шер Туту", - поет она в другом треке всего-то о собачке, предпочитающей нечистоты изысканному парфюму (такая собачка у Бодлера сравнивается с публикой), но поет так, как-будто сейчас провозгласит свободу на баррикадах.
          Кстати о текстах и о собаках. В "макабрическом" смысле заглавное произведение Бодлера подходит лучше, но то ли группа хотела избежать хрестоматийности "Цветов Зла", то ли посчитала, что вокализировать о разлагающейся падали - для них чересчур, то ли было интересней озвучить поэтизированную прозу. С легкими изменениями, куски берутся иногда из одного прозаического "стихотворения", и тогда, например, собаки, которым посвящен второй трек "Que vont les Chiens?" ("Куда бегут собаки?"), легко отыскиваются в бодлеровском опусе под номером пятьдесят, в других случаях затейливые "ножницы" нарезают текст из разных мест, и тогда все вместе это звучит как некий коллаж с расплывчатым смыслом.
         То, что "Paris Spleen", пролетевший подобно яркой комете, резко отличен от всей остальной дискографии, заметит всякий. Но что в нем от принципиального базиса ATARAXIA? Коллектив сей мне всегда виделся музыкальным единомышленником Хорхе Луиса Борхеса - такие же увлеченные собиратели культур, как и он. Вот и "Paris Spleen" - очередное культурное путешествие. С Борхесом, - а еще больше с Питером Гринуэем, - группу сближает подход к концепции: привычка сводить к целостному универсуму разные частные истории - например, истории знаменитых садов ("Saphir"), или истории женщин (реальных и мифологических), чья смерть связана с водой ("Malediction d'Ondine"). Однако, то, что отличает их от Борхеса (больше увлекавшегося своего рода "культурной комбинаторикой") - это активное, пассионарное отношение к культурам. Те, кто знаком с типичными образами и мотивами их альбомов, знают, что три основных элемента "алхимии" группы – это Вода, Камень и Свет (Эфир), пронизывающий Воду и Камень. ("Камню", между прочим, соответствует низкая часть диапазона Франчески, "воде" - высокая, струящаяся.) "Камень" означает вещность вещей, их осмысленное пребывание в наличии, - и зримую память о всем некогда бывшем, которое тем самым не является чем-то случайным и бессмысленным; "вода" - не только всеобщая текучесть, но и восхищение этой текучестью, без которой вещи были бы лишены тайны. "Свет" - это источник "борьбы" и внутренней силы.
         Ныне культурное наследие эксплуатирует несметное множество групп, от металла до поп-исполнителей. Хотите Атлантиду? Пожалуйста. Желаете скандинавскую мифологию? И это легко. Бодлер? Париж? Да все что угодно! Но все это на потребу, и даже при личном интересе исполнителя все, что осталось "вещам", - играть не свойственную им роль в хоре сегодняшнего дня.
         ATARAXIA - совсем иное дело, у ATARAXIA "вещи" (культуры, книги, сады, судьбы) даны ради самих себя - это то, ради чего затевается вояж. Замечали ли вы особенную "серьезность", присущую группе ничуть не меньше "революционного" пафоса? Именно это - то средство, которое возвращает достоинство вещам. При всей комической окраске "Парижского Сплина" эта принципиальная сторона не исчезает - даже остроумная "легенда" о первом совместном концерте "живых и мертвых музыкантов" отражает потребность в восстановлении смысловых связей между прошлым и настоящим.
         "Paris Spleen" - это восхитительное чудо, полностью обновившее представление о группе. Это идентификация с артистическим воображением; неожиданное обнаружение того, что всегда было внутренним двигателем, но было спрятано за сдержанной, "классической" формой альбомов.

    Олег Никонов


    Найдено рецензий: 7         
    Показаны: с 1 по 7
© 1996-2005 Russian Gothic Project
reviews.gothic.ru
Индекс рецензий
программирование: Justaman
Время выполнения скрипта :0.013028860092163