Всего рецензий в базе:1571 Новые рецензии Индекс рецензий Поиск Группы |
ATARAXIA | ||||||||||||||
Групп, которые сложно отнести к определенному музыкальному направлению, чей стиль невозможно охарактеризовать одним словом, на свете не так уж много. Их участь иногда незавидна, но если уж такой коллектив добивается успеха, то становится настоящей легендой. Судьба распорядилась так, что итальянский коллектив ATARAXIA больше всего известен как готическая группа, хотя их аудитория намного шире – ведь их выступления посещают люди, увлекающиеся реконструкцией средневековых одежд и музыки, и поклонники фолк-музыки, их диски слушают и продвинутые «толкиенисты», и металлисты, и готы. Их часто сравнивают с DEAD CAN DANCE, и во многом эти сравнения обоснованы – тут и очарование эффектного женского вокала, и артистичность выступлений, и переплетение готического романтизма со средневековыми и восточными гармониями. Хотя самим музыкантам такое сравнение не очень нравится – они идут своим уникальным путём, их музыка более чем индивидуальна.
О раннем периоде существования группы музыканты ATARAXIA не очень-то любят говорить – известно только, что группа собралась в 1985 году и до начала девяностых у них были непростые времена – попытки добиться известности и независимости и в Италии весьма болезненны. Выступать приходилось где попало и самим продавать самодельные кассеты с музыкой, которые ныне стоят немалых денег и являются филофонистскими раритетами! Ну, а тогда жизнь казалась мрачной и безрадостной. Видимо, поэтому коллектив, добившись-таки контракта с итальянским лэйблом Energeia, бросился выпускать по два альбома в год! Такое ощущение, что они пытались высказать всё то, что накопилось у них за те времена, когда они с трудом могли быть услышаны… Первый же альбом – "Simphonia Sine Nomine" – продемонстрировал, что группе действительно есть что сказать. Величественный глубокий вокал Франчески Николи, инспирированная эпохами Барокко и Ренессанса музыка, да и сама концепция альбома – о статуях старинных кладбищ, незримо наблюдающих за живыми, бродящими между могил. Неудивительно, что каждый альбом ATARAXIA это не просто «сборник песен», но законченное концептуальное произведение: "La Malediction d'Ondine" рассказывает о трагических судьбах героинь произведений Шекспира и Эдгара По, "Le fantasme dell'Opera"- словно еще одна постановка “Призрака Оперы”, “Lost Atlantis”, один из самых сложных и совершенных альбомов группы, исследует миф об Атлантиде, причем «исследование» здесь не просто красивое слово – музыканты потратили несколько лет на сбор и анализ мифов и легенд об Атлантиде, при написании альбома были использованы десятки текстов на разных языках. А новейший альбом ATARAXIA, вышедший в феврале 2002 года, “Mon Seul Desir” инспирирован «Песнью Песен» Царя Соломона. За свою историю ATARAXIA записали уже десять полноформатных альбомов (это не считая синглов, сборников и лимитированных дисков), релизом “Mon Seul Desir” празднуя своеобразный юбилей. Десять альбомов и семнадцать лет существования группы - это более чем солидный срок. Естественно, стилистика и звучание коллектива определенным образом менялись – от утонченных и замысловатых реконструкций средневековой, барочной музыки и музыки эпохи Возрождения на ранних альбомах до современного уникального переплетения элементов средневековой музыки, готики, нео-фолка и даже new age. Традиции трубадуров и менестрелей не погибли – они живут вместе с музыкантами группы. Все участники проекта живут в старинных итальянских городах, впитав их средневековое очарование. И даже в обычной жизни они не сидят в пыльных офисах – среди занятий участников проекта такие редкие специальности, как геометр, специалист по средневековой музыке, художник, церковный музыкант и даже мастер по изготовлению старинной мебели! Пять участников группы – это не только традиционный «музыкальный» состав, хотя и он силён и самобытен – вокалистка Франческа Николи также играет в группе на флейте и цимбалах, да и остальные участники группы – гитарист Витторио Ванделли, клавишник Джованни Паглиари и перкуссионист Франческо Банчини – тоже радуют слушателей своими вокалами, но отдельное место в группе занимает уникальный человек – мим Лоренцо Бузи, разыгрывающий настоящее театральное действо, средневековую пантомиму на живых выступлениях коллектива. Театральность выступлений ATARAXIA вообще является отличительной чертой группы. В послужном списке коллектива более двухсот концертов в практически всех странах Европы. Теперь дошёл черёд и до Москвы – все любители средневековой музыки, нео-фолка и готики приглашаются на выступление ATARAXIA, которое пройдет 21 апреля в московском клубе «Точка»! Дискография (только CD): "Simphonia Sine Nomine" - '94 (Energeia/Apollyon) "Ad Perpetuam Rei Memoriam" - '94 (Apollyon) "La Malediction d'Ondine" - '95 (Energeia) "The Moon Sang On The April Chair" - '95 (Apollyon) "Il Fantasma Dell'Opera" - '96 (Avantgarde) "Concerto N. 6: A Baroque Plaisanterie" - '96 (Apollyon) "Orlando" MiniCD - '98 (Prikosnovenie) "Historiae" - '98 (Cruel Moon/Cold Meat Industry) "Lost Atlantis" - '99 (Cruel Moon/Cold Meat Industry) "Suenos" - '01 (Cruel Moon/Cold Meat Industry) "A Calliope... Collection" - '01 (Future Insights) "Mon Seul Desir" - '02 (Cruel Moon/Cold Meat Industry) | ||||||||||||||
Рецензии на группу
На новом альбоме ATARAXIA отошли от своих барочных традиций и постарались внести в свою музыку элементы средневековой мелодики, хотя поиск отличий от их предыдущих работ дело неблагодарное - ATARAXIA это в первую очередь великолепный, завораживающий вокал francesca nicoli, и насколько хороша и оригинальна не была бы музыка, основное внимание у слушателя все равно фокусируется на вокале франчески, похоже ATARAXIA это прекрасно понимают и всегда старались сделать музыку удачным фоном, хотя в новом релизе музыка все же не настолько "фонова" как на "le fantasma dell’opera" или "simphonia sine nomine". на мой взгляд "historiae" удачен именно благодаря грамотным балансам - в первую очередь между музыкой и вокалом и между соотношением медиевальных и барочных элементов в музыке. кроме "студийных" композиций на диске содержатся и три концертных трэка (вообще странная тенденция - предыдущий диск - concerto n. 6 был преимущественно концертным - и вот на этом тоже пара "живых" композиций). в принципе я не вижу большого смысла более подробно расписывать данный релиз - фэнам атараксии он однозначно рекомендуется, да и тем кто никогда не слышал ни одного их альбома я рекомендую начинать знакомство именно с него, в целом после многократных прослушиваний, я считаю этот диск лучшим из всех их альбомов. ps. но что меня сильно удивило - так это сам факт выхода альбома на лэйбле cruel moon, саблэйбле cold meat industry...
Диск предоставлен Cold Lands
И вот явился «Парижский Сплин», альбом-отдых от самих себя, альбом-шутка, - на такой удивительный сюрприз едва ли кто мог рассчитывать. Вообще-то, нам предлагают войти. На обложке изображен вход в здание "Cabaret de l’Enfer", "Кабаре Ада", что на бульваре Клиши, 53 (известный снимок Эжена Атже). По ту сторону разверстого рта официанты (в костюмах чертенят) не забывают сообщить, что даже в жарком аду имеются охлажденные спиртные напитки, а публику ждет следующий номер - превращение человека в скелет и исчезновение его без остатка (оптический трюк в традиции театра "фантасмагория"). Итак, предложив слушателю свое собственное воображаемое представление на этой сцене (несвойственный ранее игровой момент), группа вытащила на свет культуру парижских "макабрических" кабаре начала XX века, ворох винтажных зарисовок Атже (французский фотограф, благодаря которому сохранился облик старинного Парижа) и отрывки из "Стихотворений в прозе" Бодлера в качестве текстов. Некогда Проспер Мериме объявил автором своего сочинения женщину-актрису и поместил в качестве ее портрета свое изображение в женской одежде, а ATARAXIA объявляют соавторами "Paris Spleen" компанию престранных субъектов во главе с загадочной мадам (у Бодлера - мадемуазель) Бистури, якобы реально выступавших в Париже столетие назад и ныне (через некого медиума) пожелавших сыграть "первый в мире совместный концерт живых и мертвых". (Меня обрадовал проявленный здесь вкус к литературной мистификации.) Каждый из субъектов (все они вместе со звонкими титулами перечисляются в бодром, под цирковой марш, открывающем треке "Bienvenue а l'Enfer!") снабжен красочной биографией. Вот пример: "Меня зовут Сибелиус, и я родился в Санкт-Петербурге. После обучения я приехал в Москву и стал доверенным советником Царя. Я возражал против дружбы Царицы с сомнительным индивидуумом по имени Распутин и был вынужден ночью, подобно бандиту, покинуть Святую Мать-Россию. В Париже, попав в тюрьму и получив озарение, я решил основать богоугодное Кабаре Неба, но однажды я был обманом завлечен в греховодное Кабаре Ада порочным и отвратительным существом, известным в городе под именем мадам Бистури!" Из музыкального ряда немного выпадает трек "Le Marchand de Nuages" - по-прежнему "средневековый", - но он объясняет, откуда выросла музыка "Paris Spleen", а именно из акустического рукоделия последних альбомов "Arcana Eco", "Odos eis Ouranon" и "Saphir", через которое пропущены всевозможные популярные жанры, нечто "до боли знакомое", - вальсы, танго, марши, цирковая музыка. Чудесная острота жизни, которую дает этот сплав, особенно заметна в двух самых ярких вещах альбома - "Tango des Astres" и "Longtemps Pierrette d'Orient". Чтобы получить больше удовольствия, нужно дать полностью поглотить себя ансамблю музыкальных линий: вот признанный возбудитель ностальгии - аккордеон, вот гитара в бисере мелизмов, вот беготня черных и белых клавиш, вот трещотки и цимбалы юмором разряжают обстановку (общая подача - довольно агрессивная). Пожалуй, слово "кабаре" (в его привычном понимании) не совсем уместно; нет здесь и ничего особенно парижского (легкомысленного или скабрезного), никакой "музыки кафе". Больше всего похоже на представление в духе театрального авангарда, на базе комической оперы. И еще: героическое настроение не покидает группу даже на постановке буффонады. "Опьяняйтесь! Опьяняйтесь!", - поет Франческа известные слова Бодлера, а кажется, что исполняет "Марсельезу" - но не во славу пролетариев, а во славу искусства, красоты, смысла, любви, напряженности и страсти. "Мон шер Туту", - поет она в другом треке всего-то о собачке, предпочитающей нечистоты изысканному парфюму (такая собачка у Бодлера сравнивается с публикой), но поет так, как-будто сейчас провозгласит свободу на баррикадах. Кстати о текстах и о собаках. В "макабрическом" смысле заглавное произведение Бодлера подходит лучше, но то ли группа хотела избежать хрестоматийности "Цветов Зла", то ли посчитала, что вокализировать о разлагающейся падали - для них чересчур, то ли было интересней озвучить поэтизированную прозу. С легкими изменениями, куски берутся иногда из одного прозаического "стихотворения", и тогда, например, собаки, которым посвящен второй трек "Que vont les Chiens?" ("Куда бегут собаки?"), легко отыскиваются в бодлеровском опусе под номером пятьдесят, в других случаях затейливые "ножницы" нарезают текст из разных мест, и тогда все вместе это звучит как некий коллаж с расплывчатым смыслом. То, что "Paris Spleen", пролетевший подобно яркой комете, резко отличен от всей остальной дискографии, заметит всякий. Но что в нем от принципиального базиса ATARAXIA? Коллектив сей мне всегда виделся музыкальным единомышленником Хорхе Луиса Борхеса - такие же увлеченные собиратели культур, как и он. Вот и "Paris Spleen" - очередное культурное путешествие. С Борхесом, - а еще больше с Питером Гринуэем, - группу сближает подход к концепции: привычка сводить к целостному универсуму разные частные истории - например, истории знаменитых садов ("Saphir"), или истории женщин (реальных и мифологических), чья смерть связана с водой ("Malediction d'Ondine"). Однако, то, что отличает их от Борхеса (больше увлекавшегося своего рода "культурной комбинаторикой") - это активное, пассионарное отношение к культурам. Те, кто знаком с типичными образами и мотивами их альбомов, знают, что три основных элемента "алхимии" группы – это Вода, Камень и Свет (Эфир), пронизывающий Воду и Камень. ("Камню", между прочим, соответствует низкая часть диапазона Франчески, "воде" - высокая, струящаяся.) "Камень" означает вещность вещей, их осмысленное пребывание в наличии, - и зримую память о всем некогда бывшем, которое тем самым не является чем-то случайным и бессмысленным; "вода" - не только всеобщая текучесть, но и восхищение этой текучестью, без которой вещи были бы лишены тайны. "Свет" - это источник "борьбы" и внутренней силы. Ныне культурное наследие эксплуатирует несметное множество групп, от металла до поп-исполнителей. Хотите Атлантиду? Пожалуйста. Желаете скандинавскую мифологию? И это легко. Бодлер? Париж? Да все что угодно! Но все это на потребу, и даже при личном интересе исполнителя все, что осталось "вещам", - играть не свойственную им роль в хоре сегодняшнего дня. ATARAXIA - совсем иное дело, у ATARAXIA "вещи" (культуры, книги, сады, судьбы) даны ради самих себя - это то, ради чего затевается вояж. Замечали ли вы особенную "серьезность", присущую группе ничуть не меньше "революционного" пафоса? Именно это - то средство, которое возвращает достоинство вещам. При всей комической окраске "Парижского Сплина" эта принципиальная сторона не исчезает - даже остроумная "легенда" о первом совместном концерте "живых и мертвых музыкантов" отражает потребность в восстановлении смысловых связей между прошлым и настоящим. "Paris Spleen" - это восхитительное чудо, полностью обновившее представление о группе. Это идентификация с артистическим воображением; неожиданное обнаружение того, что всегда было внутренним двигателем, но было спрятано за сдержанной, "классической" формой альбомов.
Показаны: с 1 по 7 |