К сожалению, мне не удалось соблюсти хронологическую последовательность при знакомстве c творчеством коллектива PIANO MAGIC - первым ко мне в руки попал их последний альбом "artists’ rifles" - сразу привлекший мое внимание обложкой, близкой по эстетике к дарк-фолку (как оказалось и музыкально альбом близок к этому стилю, и в рецензии на оный я выражал удивление насчет причин, по которым стиль группы называют пост-роком). обложка их предыдущего диска (в их дискографии мне не очень удалось разобраться, но есть подозрение что "low birth weight" - второй полноформатный альбом группы) тоже вполне "апокалиптично" оформлен - некой композицией из жизни кошек, весьма напоминающей произведения луиса вэйна, картинами которого очень любил оформлять свои диски david tibet CURRENT 93 . внутри буклет украшен подобными же инсталляциями из жизни кошек и неких мелких животных, типа бурундуков - судя по инсталляциям жизнь у оных интересная и насыщенная. но перейдем от описания быта бурундуков собственно к музыке альбома. не скрою - я весьма разочарован, между "low birth weight" и "artists’ rifles" разница огромная, я бы даже сказал - пропасть. нет, логически можно произвести последний релиз из этого диска, и даже часть сравнений будет общей, но при этом стилистика абсолютно разная - "low birth weight" действительно настоящий post rock. возможно, натренированное ухо поклонника этого стиля сравнит музыку PIANO MAGIC с какими-то культовыми в этой среде коллективами, но я бы описал это как смесь my bloody valentine, lush, THIS MORTAL COIL и JOY DIVISION в общем 4ad-шном ключе, при этом композиции весьма разнообразны - есть и 4ad-шные баллады, есть и эмбиентно-шумовые композиции, есть и депрессивные роковые вещи. общая эстетика - декадентски-интеллектуально-героиново-депрессивная, альбом весьма меланхоличен, и интеллигентен, но в отличие от последовавшего за ним диска, не произвел на меня сильного впечатления - если "artists’ rifles" был достаточно самобытным и сравнения с другими коллективами были весьма условными, то тут ситуация иная, на мой взгляд по оригинальности альбом явно не дотягивает, и в один ряд с творчеcтвом упомянутых коллективов я бы этот диск не поставил.
Когда я только увидел обложку диска, первые возникшие у меня ассоциации были с world serpent группами - не правда ли, почти DEATH IN JUNE или SOL INVICTUS "killing tide". "очередной dark folk", - подумал я, и, к счастью, ошибся. хотя, при определенном желании, вполне можно провести параллели с DEATH IN JUNE или CURRENT 93 однако в действительности коллектив оказался совсем из другой тусовки - решив почитать что-нибудь об этой группе в западных интернет-зинах, я был жестоко обломан полным отсутствием какой-либо информации - как оказалось, это совсем не случайно - рецензии на их предыдущие альбомы я все же нашел, но отнюдь не на готических/нео-фолк сайтах, а на сайтах специализирующихся на пост-брит-роке, да и сам выпускающий лэйбл - rocket girl, оказался тоже пост-роковым. не то чтобы я пост-рок совсем не люблю, но по большей части эта музыка не попадает в сферу моих интересов - PIANO MAGIC оказались приятным исключением. в большинстве рецензий их творчество сравнивается с my bloody valentine и lush, что ж, не удивительно, у аудитории слушающей пост-роковую музыку, возникнут такие ассоциации, но я бы провел параллели с совсем другими группами - лично я бы сравнил их с гремучей смесью THIS MORTAL COIL JOY DIVISION с CURRENT 93 от THIS MORTAL COIL - женский вокал и общее мягкое обволакивающее звучание - да и сам принцип, по которому создан коллектив PIANO MAGIC (насчитывающий произвольное число музыкантов) - эдакая творческая тусовка - в готической области все же внедрен tmc (хотя потом усиленно популяризован бандой wsd коллективов). от JOY DIVISION - мужской вокал и общая депрессивность и безысходность. от CURRENT 93 апокалиптическая фолковость и аранжировки (забавно то, что предыдущий альбом PIANO MAGIC украшен картиной очень похожей на произведения - louis wain, не исключено, что это шедевр самого "маэстро очеловеченных котов"), плюс легкие милитаристские нотки в перкуссии - почти DEATH IN JUNE лирика достаточно простая и незамысловатая, в отличие от замороченных текстов большинства апокалиптических фолк груп, но при этом весьма поэтична. два вокала - оба легких и шепчущих - и мужской и женский создают очень камерную атмосферу, на мой взгляд, потерянную большинством из даркфолк-братии. по настроению и звучанию этот диск очень близок к таким шедеврам как SOL INVICTUS "in the rain" или CURRENT 93 "thunder perfect mind", ну а стилистически это почти смесь 4ad-шного пост-рока и dark folk’а. и уже упомянутое выше "камерное настроение" - на мой взгляд, то, что делает этот диск подлинным шедевром - настоящая английская пластинка, которая могла быть создана только в туманном альбионе, и то, что музыканты сами из немного другой субкультуры, пошло только на пользу - избежав большинства клише и стандартных даркфолковых ходов PIANO MAGIC создали прекрасное, искреннее произведение.
Британский пост-роковый коллектив явно растёт - с малоизвестного лэйбла rocket girl они перебрались на гораздо более им подходящий мажорный 4ad. рост заметен не только в смене лэйбла, но и самой сутью нового релиза, альбом является саундтрэком к фильму "звук моря" культового испанского режиссера бигаса луны. собственно предложение написать звуковую дорожку к новому фильму луны они получили совершенно случайно - в одном из музыкальных магазинов барселоны bigas luna услышал альбом PIANO MAGIC 1998-го года "low birth weight" и незамедлительно связался с группой, дабы предложить им поработать над музыкой к своему новому фильму. и вот результат - шесть безымянных композиций, общей продолжительностью 40 минут, стилистически представляющие собой эмбиентные "морские" зарисовки. конечно эмбиентность эмбиентностью, и "морское" настроение альбом без сомнения создаёт, но все же думаю, что эта музыка лучше всего будет слушаться в самом фильме, который, судя по отзывам, является эротически-романтической драмой. кстати, прожженные киноманы фильм ругают - дескать, опопсел бигас луна, а маститые критики напротив, писают кипятком - чуть ли не лучший фильм испанца, говорят. хрен поймешь, в общем, пока сам не увидишь - так что будем ждать появления фильма в прокате.