Первый раз с творчеством коллектива PARA BELLUM я столкнулся пару лет назад. Во время моего очередного визита в славный город Санкт-Петербург я познакомился с лидером коллектива - Леней Фоминым, который и затащил меня на репетицию группы. Несмотря на то, что коллектив уже тогда позиционировал себя как "готический", у меня зародились смутные сомнения насчет принадлежности оного к этому жанру - общее звучание было гранджево-альтернативное, и даже присутствие кавера BAUHAUS не особенно повлияло на мои впечатления. По прошествии нескольких лет коллектив представил свой дебютный альбом. Сравнивать я его могу только с единственной услышанной мной репетицией и, надо признаться, сравнения однозначно в пользу дебютного альбома. Общее звучание стало гораздо более тяжелым и агрессивным, что в целом пошло только на пользу. лирика на русском, достаточно пафосная и прямолинейная, но в целом весьма неплохая. Самый непростой для меня момент в рецензировании этого релиза заключается в попытке оценить его "готичность", что в общем-то необходимо - ведь группа позиционирует себя как "gothic rock / metal". Вот здесь я сталкиваюсь с рядом проблем. Если говорить о музыке, то действительно элементов современного "не ортодоксального" gothic rock весьма много, но в целом тяжело сказать, что весь альбом выдержан в gothic rock стилистике - к сожалению, наблюдается масса кренов, то в область хэви-метал, то в русский рок: то вдруг вылезет странное гитарное соло в совсем нехарактерной для готического стиля манере, то тяжелое гитарное рубилово. Но несмотря на описанное "вихляние" стилистики, в целом все же можно было бы назвать музыкальный материал этого альбома gothic rock-ом, но все впечатление портит лирика. Нет, как я уже упомянул, стихи-то неплохи, но я склоняюсь к выводу, что русскоязычная лирика и gothic rock несовместимы - мы уже не раз сталкивались с попытками представить русскоязычный готический рок, и как это не печально, все они слушаются весьма неубедительно, вызывая ассоциации с кондовым русским роком - тут та же ситуация. Возьму на себя смелость предположить, что та же самая музыка PARA BELLUM но при использовании англоязычной лирики превратилась бы в потрясающий современный готический рок а-ля MALAISE, THE 69 EYES или даже HIM (кстати, забавно оформление диска, с закосом под HIM). Так что перспективы этого альбома и в целом группы PARA BELLUM у готической аудитории для меня сомнительны, но, судя по всему, альбом имеет весьма сильный потенциал и не удивлюсь, если среди русско-роковой аудитории он завоюет заслуженную популярность.
Питерский коллектив PARA BELLVM – пожалуй, сама известная группа из Северной Столицы, которая позиционирует себя как "готическая". Поэтому выход их нового альбома по определению: событие. С момента выхода предыдущего дебютного диска прошло уже три года. Прошлый альбом сама группа сейчас считает достаточно неудачным, и сложно с ними не согласиться - звук был достаточно сырым, да и инспирации группы - неоднозначными. Новый диск, безусловно, и звучит по-новому, однако, сюрприз-сюрприз - кардинального отличия от дебюта нет. Я долго пытался понять, что же вызывает у меня лёгкое отторжение в этом релизе, учитывая то, что альбом нельзя обвинить ни в металлизме, ни в других характерных для русских групп грехах. Скорее всего, всё дело в Русском (с большой буквы) языке. Дело в том, что PARA BELLVM настолько русская группа, что музыкальным русофобам типа меня этот диск будет слушать очень непросто. Русский язык стоит у них на первом месте, оттесняя музыку даже не на второй, а на третий план: так и представляется огромная сцена, на которой прямо перед публикой, эротично обхватив микрофон, возвышается идеолог и вокалист группы Леонид Новиков, а сам коллектив прячется где-то далеко, в туманной дали сцены. Собственно, доминанта лирики над музыкой - это своего рода прямое наследство русского рока, ведь далеко не все группы, поющие по-русски, можно упрекнуть в том, что лирика (и как следствие - русский язык) у них на первом месте: те же DUST HEAVEN, КАРНА, FLEUR, и т.д. более чем скромно обходятся с вокалом, хотя нельзя упрекнуть их в слабости лирики. На мой взгляд, лишь одна композиция смогла полностью преодолеть этот барьер и создать удачный симбиоз лирики и музыки - открывающий альбом трек "Бог живёт под водой" вполне может считаться эталоном того, как может звучать русскоязычный готический рок. Неплоха и композиция "Анна" - тоже вполне удачная gothic rock баллада. Однако в целом диск можно порекомендовать тем, кто питает симпатию к наиболее готичным представителям русской рок музыки - от ЮГЕНДШТИЛЬ и ДУРНОГО ВЛИЯНИЯ до КИНО и ПИКНИКА включительно.
Еще одним немым фильмом с участием актрисы Веры Холодной, к которому было записано новое звуковое сопровождение стал снятый в 1916 году "Жизнь за жизнь", при участии санкт-петербургской dark rock группы PARA BELLVM, продолжая тем самым дело, начатое группой VERBA, создавших годом ранее звуковую дорожку к "Молчи, грусть, молчи". Талант Веры, умершей в возрасте 26 лет (этому печальному событию Вертинский посвятил свой знаменитый романс "Ваши пальцы пахнут ладаном"), стал связующей времена нитью, объединяющим фактором этих двух совершенно разноплановых альбомов, поскольку выполнен "Жизнь за жизнь" в стилистике, более характерной для работ отечественных композиторов, таких как Антон Батагов, Алексей Айги или Владимир Мартынов. Главенство полностью отдано минималистичным фортепьянным пассажам, а гитара лишь время от времени напоминает о своем присутствии в звуковой картине осторожными аккордами.
Повторяя судьбу своего предшественика, саундтрек стал если не редкостью, то как минимум труднодоступным для приобретения: на мой взгляд, здесь сыграли свою роль неформатность работы и выбор лейбла ("Капкан"), который известен своей nu-metal/punk продукцией, отчего слушателям, заинтересованным в подобной музыке, очень сложно будет отыскать этот диск в магазинах. Кроме того, во всех CD-каталогах упоминается его принадлежность к лейблу "Никитин", что противоречит сведениям, указанным на обложке.
Заранее предостерегаю тех, кто увидев в заглавии имя PARA BELLVM и знаком с их творчеством: материал саундтрека ничего общего с их привычными работами не имеет, только последняя композиция "Жизнь за жизнь" написана и исполнена сами музыкантами в обычном для них dark rock ключе. Но если Вы неравнодушны к творениям минималистов, то постарайтесь отыскать этот CD и погрузиться в глубину его меланхоличных ретро-пассажей, без слов повествующих о любви, предательстве и расплате, тематике которых посвящен оригинал (фильм).
Помимо основного материала, диск имеет мультимедийный раздел - видео PARA BELLVM на последнюю композицию "Жизнь за жизнь (посвящение Вере Холодной)". К сожалению, положительных эмоций у меня оно не вызвало: это касается не качества съемок, а имиджа музыкантов и характерного скорее для выступления на metal-концертах поведения, нелепо смотрящемся на небольшой сцене с экраном, на котором демонстрируется фильм; гораздо больше симпатий вызывают их зрители, эпизодически появляющиеся в кадре.