Немецкий нео-фолк не сдаёт своих позиций - представляем вам очередных дарк-фолк дебютантов, дуэт NOVALIS названный в честь сами понимаете кого. дебют вышел на неожиданном лэйбле - black rain, специализирующемся на современной электронной музыке и в основном известном благодаря таким брутальным актам, как FEINDFLUG GRENDEL и DAVANTAGE - лишь экспериментальный правый проект the days of trumpet call составит компанию NOVALIS особых откровений от двух суровых дядек, чьими фото вы можете полюбоваться в буклете cd (один из них - ну просто близнец кости mizzer из группы солнеЧнаЯ соль), вы не услышите, хотя собственно жанр к особому разнообразию не обязывает. слышны отголоски DEATH IN JUNE SOL INVICTUS из более близких (и территориально, и музыкально) - HEKATE и ORPLID а уж совсем близко (осторожно - можно обжечься!) их же соотечественники BELBORN как вы, возможно, знаете, последние в своём нео-фолке сделали упор на электронное звучание, сделав оное своей собственной оригинальной фишкой. NOVALIS проект менее электронный, но на переднем плане всегда находятся три составляющих - явно неприкрытая электронная перкуссия, акустическая гитара и мужской вокал (англоязычный). от электронной составляющей никуда не скрыться - и если что-то и отпугнёт пуристов жанра от этого релиза, то именно она. Четвертый трэк несколько отдаёт CHANGES и отличается наличием женского вокала. вообще, дуэт (женское начало не считается) постарался как можно более разнообразить звучание - вышло несколько странно, однообразные по своей сути композиции, но с разным саундом, хотя результат весьма неплох. заслуживают ли NOVALIS более пристального внимания - покажет время. диск предоставлен независимой дистрибуцией
Спустя год после выхода дебютного mini-cd немецкого dark-folk-проекта NOVALIS на свет появился и их дебютный полноформатный альбом. в рецензии на mini-cd "first cadence" я сетовал на "электронность" материала и пугающее разнообразие звучания. складывается ощущение, что группа сама это почувствовала, и новый диск содержит куда меньше электроники и сравнительно однороден по звучанию. вообще, "электронность" - это электронная перкуссия, вроде бы ничего ужасного в ней нет, однако в жанре дарк-фолк это серьезный минус, ведь перкуссия и её "живость" тут не на последнем месте, и активная нелюбовь подавляющей части дарк-фолковой тусовки к группам типа BELBORN и PILORI обусловлена в первую очередь именно этим. но если на "first cadence" эта электронность просто лезла изо всех щелей, то тут она тщательно замаскирована, и если особо не прислушиваться, возможно, слушатель её просто не заметит. в отличие от новой генерации немецких дарк-фолк-проектов, поющих преимущественно на родном языке, NOVALIS исполняют композиции на английском. вообще, к немецкой школе дарк-фолка их отнести трудно; возможно, лишь сравнения с BELBORN отчасти уместны, но в целом, как это ни обидно признать, ожидания они обманули - материал куда слабей последних работ ORPLID FORSETI HEKATE DIES NATALIS и прочих германских дарк-фолкеров. с британцами тоже как-то неуместно конкурировать, все же скупость звучания и милитаризм - это скорее черты немецкого дарк-фолка. вот и получились NOVALIS своеобразными изгоями - материал у них неплохой, но музыка, к сожалению, не цепляет абсолютно.
Слушателям, знакомым с творчеством немецкой dark folk сцены, наверное не раз приходилось замечать некую особенность групп из этой страны, а именно - желание как можно чаще использовать синтезаторы в своем творчестве, сделав упор на них, а не на акустическое звучание, из-за чего любители британской ветви dark folk-а порой просто игнорируют их. Трудно представить себе, например, SOL INVICTUS, повествующих о судьбе Европы, с романтичными и бодрыми ритмами synth-pop'а в одной упряжке - подобное сочетание сразу сбивает настрой, возвращая с небес на землю, поэтому неудивительно, что часть аудитории предпочитает напряжение, достигаемое скупыми аккордами акустической гитары и аккомпанементом скрипки, зачастую более выразительное, чем все синтезаторные построения.
Для записи нового альбома Stev Schumann и Marcel Hinkel привлекли дополнительных музыкантов - вокалистку Nadine Boehnke, скрипачей Denise Eppler и Boris Nikitenko и трубача Daniel Kreisig. С такой поддержкой вполне можно потягаться и с грандами жанра, остается самая малость - талант и вдохновение. Не хочу сказать, что новый материал NOVALIS меня разочаровал, наоборот, он стал еще лучше благодаря упомянутым инструментам, но примерно к середине диска музыка стала потихоньку перемещаться к меланхоличному дарквейву, а на треке "When Darkness Falls" зазвучал уже знакомый по предыдущему "Last Years Calling" (2002) synth-pop. Что же это - стилистическая особенность или желание хоть как-то уйти в сторону от стандартов, заданных CURRENT 93, SOL INVICTUS и DEATH IN JUNE, я так и не смог понять. Также весьма интригующим моментом для меня стал бонус - видео "Of The Golden Future Time" с концертного выступления на Summer Darkness festival в Утрехте 2004 года. В нем на выступающих музыкантов периодически проецируется изображение зрителей, танцующих перед сценой (если конечно, размахивание руками и покачивание под музыку можно назвать танцем), среди которых камера выделяет колоритного персонажа с ирокезом. Хотели ли этим музыканты показать, что под дарк-фолк можно и нужно танцевать или что их так любит аудитория, мне неведомо, равно как и то, почему для этого выбрали балладу, а не тот же синти-трек. Вероятнее всего, слушателям, не заостряющим внимание на подобных вещах и которым нравятся работы BELBORN, TEMPESTA NOIRE или IN MY ROSARY "Paradise...?" придется по вкусу, пуристы же dark folk-а ничего не потеряют, если пропустят данный релиз.