Суперзвезды ethno-gothic DEAD CAN DANCE давненько не баловали своих поклонников новыми дисками, а "половинки" дуэта настолько увлеклись сольной работой, что слухи о распаде группы кажутся недалекими от истины. Тем не менее этническо-готическая тема по-прежнему кажется свежей и далеко не исчерпанной. Бездонные глубины world music стали источником вдохновения и для музыкантов MILA MAR чья музыка, как впрочем и музыка любой группы в этом стиле, обречена на сравнения с DEAD CAN DANCE. И лично мне она понравилась даже больше последних творений "классиков". Во-первых своей органичностью - здесь доминирует женский вокал (а я всегда отдаю ему предпочтение). Вокальнй дар Anke Hachfeld стоит отметить отдельно, она обладает изумительным голосом и не стесняется блестнуть им в полную силу. Певица не выглядела бы "золушкой" даже в королевской компании Lisa Gerrard (DCD), Francesca Nicoli (ATARAXIA) и Diamanda Galas, вздумай сирены посоревноваться в их вокальных пируэтах. Чудесный вокал и музыка сливаются воедино, но всеже именно пение Anke является ведущим инструментом, на котором фокусируется внимание слушателя и который определяет эмоциональный настрой песен. Это может быть торжествующая, победная подача на помпезных пафосных композициях, протяжные, тоскливые распевы в духе "бескрайних песен безбрежных просторов пустынь и степей" или диковатые шаманские нашептывания и завывания на ритуальных вещах.
Также приятно, что помимо неизменных ныне сэмплеров и компьютеров, музыканты активно используют живые инструменты, что в андерграундной среде встретишь не так уж часто - накладно, да и уметь надо.
Можно упрекнуть MILA MAR в некоторой легковестности и развлекательности - да, они явно не из числа андерграундных концептуалистов, старающихся под самую макушку загрузить слушателя всяческой заумью. Но это, скорее всего, и не входило в их планы. Зато им удалась очень яркая и красивая дебютная пластинка, а это не так уж и мало.
Со своим вторым диском NOVA (первый альбом коллектив выпустил в 1997 году как self-release), вышедшем в прошлом году, MILA MAR сразу выбились в лидеры немецкой готической сцены, заняв до этого пустовавшее место локальных DEAD CAN DANCE как говорится "жизнь удалась" - вроде бы люди нашли свою нишу, альбом был восторженно встречен прессой, сравнивавшей его исключительно с творчеством грандов "этно-готики". действительно, сравнения весьма оправданные - оба коллектива явно инспирированы этно-музыкой, да и по вокальным данным вокалистка MILA MAR anke hachfeld, мало уступает LISA GERRARD альбом NOVA был весьма хорош, но вот только возможность того, что новый альбом будет опять эксплуатировать ту же тему, немного пугала, но не тут то было! MILA MAR не остановились на достигнутом, и пошли гораздо дальше! "эльфийский секс" просто так не отрецензируешь, сравнив звучание с творчеством dcd - MILA MAR создали уникальный сплав этно, world, neo classic, celtic и ethereal музыки - коктейль действительно "молотов", и надо сказать, что это сработало, даже я, с моим полным отсутствием слуха и голоса, не могу удержаться, чтобы не подпевать anke на "like a cannibal" и "was bleibt...". сказать, что альбом разнообразен - значит не сказать ничего. это огромный мир, в котором нашлось место множеству различных стилистических элементов - все это уместилось в 9 "боевиков", составляющих этот диск - есть и композиции с восточным колоритом, есть и ритуальные чанты, есть неоклассические "оперные" шедевры, а то и полу-кельтские композиции, чем-то напоминающие enya и clannad. альбом безумно красив, мелодичен и концептуален, конечно, особое очарование ему придает женский вокал anke, действительно очень сильный и красивый - даже сводный хор вокалисток hyperium и projekt не смог бы выдать такое, хотя, упомянутое разнообразие отразилось и тут - то вокал разливается и накатывает на слушателя мощной волной, то звучит мелодично и шепчуще, как морской прибой... отдельно хочется отметить и мужской бэк-вокал некого soan meyer, также ответственного за перкуссию - такого красивого и сильного мужского вокала я давно не слышал - жаль, что проявляется он весьма эпизодически. конечно, поклонники NOVA смогут найти в этом диске определенные недостатки - звучание стало менее этническим, восточным, да и больше стало электронных инструментов, хотя доля живых все еще достаточно большая, но все это меркнет по сравнению с красотой нового диска - отличный альбом, рекомендуемый всем поклонникам женско-вокальной готической музыки. Ps. и еще хочется отметить оформление диска, представляющего anke в виде "эльфа", болтающегося среди людей - в супермаркетах, метро, на улице.
Приятно, что в отличии от массы коллективов этериальной сцены, MILA MAR не топчутся на месте, а прокладывают свой собственный путь через тернии современной музыки. Первый трек "In The Name Of" встречает многоголосьем и атмосферой, уже известной по ранним работам группы, но зато следующий "Sense Of Being" сочетает в себе элементы trip hop-а и ethereal, напоминая не то VIOLET INDIANA, не то THE BREATH OF LIFE. В "Arabesque" мощный и красивый вокал Anke Hachfeld свободно разливается на фоне ориентальных мелодий и гитарных вступлений, подчеркивающих, но не заглушающих общую картину.
Лично у меня данная работа ассоциируется с альбомом SHAI NO SHAI "Human Condition" с поправкой на современные веяния - но если последним их диск принес разве что контракт с BMG в 1996 году, а затем практически полную безызвестность, то MILA MAR вполне уверенно стоят на ногах и готовы побороться за звание лидеров.
Синкопированный электронный бит проскальзывает стайками серебристых рыбок почти во всех композициях, будь то воздушная "Picnic On The Moon", среди скрипичных партий, навевающих мысли об эпохе Ренессанса "Top Secret" или на "Short Cuts" - новом взгляде на творчество Kate Bush. Дополнительный шарм "Picnic On The Moon" придают множество влияний: кельтская, восточная музыка, даже элементы танго ("Bommerloo"). Единственное, что вызывает недоумение - заявленный video track "Sense Of Being" - на самом деле, это не видео, а swf-файл, визуальный ряд которого больше смахивает на набор спецэффектов для какого-нибудь проигрывателя медиа-файлов: черно-синее аморфное растекание, складывающееся в незамысловатые абстрактные фигуры, только и всего. Существует также limited edition версия, в которой был еще бонус-диск с ремиксами BOBOK, Vincent Wilkie, DER DRITTE RAUM, GOD'S BOW и прочих, а российское переиздание представлено только самим альбомом. Но в данном случае отсутствие бонусов особо не огорчает, поскольку оригинальные MILA MAR всегда были, есть и, надеюсь, будут интереснее обработок.