Концертный альбом итальянского dark folk коллектива ARGINE меня приятно порадовал, хотя обычно живые выступления для дарк-фолк групп - тяжелое испытание. большинство дарк-фолк концертов, на которых я имел счастье присутствовать - явно и сильно проигрывали студийным записям, иногда до такой степени, что слушать живое выступление было просто невыносимо. на концерте ARGINE я никогда не был, но у меня все же есть с чем сравнивать - за несколькими исключениями, большая часть материала концертной записи повторяет дебютный альбом группы - "mundana humana instrumentalis", вышедший в 1997 году на лэйбле energeia, так что группа отнюдь не новичок, правда, справедливости ради надо сказать, что более или менее известным коллектив стал только в 2000 году, что впрочем, не удивительно - energeia "славится" плохой раскруткой своих групп. так вот, о "roma" - конечно звучание уступает студийному, но это, конечно же, неизбежно, отрадно то, что разница достаточно незначительная, по крайней мере, альбом вызывает очень позитивное впечатление - много дарк-фолка, немного медиевал и шумов, всё приправлено милитаристской эстетикой - весьма изысканное музыкальное кушанье, которое наверняка найдет немало поклонников среди фэнов апокалиптического фолка.
Вот это просто настоящий шедевр! практически безупречный диск, что встречается сейчас не особенно часто. до этого альбома я относился к ARGINE как к неплохому, но в принципе не выдающемуся коллективу, в последнее время они получили достаточную известность, но скорее из-за отсутствия конкуренции - даркфолковая сцена италии не то, чтобы была известна среди апокалиптической аудитории, скорее наоборот - вот оно и стали "первыми и единственными". однако "luctamina in rebus" явно показал, что любые конкуренты (даже если таковые будут иметь наглость появиться) будут однозначно ликвидированы ARGINE в отличие от дебютного альбома "mundana humana instrumentalis", на который без раздумий можно было привесить ярлык dark folk (то же самое касалось внепланового live полу-релиза "roma"), на новом альбоме всё гораздо запутанней и интересней. стилистика представляет собой оригинальную смесь дарк-фолка, средневековой и барочной музыки с милитаристскими ритмами и сэмплами, но это в целом, а в частности, встречаются такие странные вкрапления, как чуть ли не готический рок! все композиции достаточно разноплановые, в каждой есть своя изюминка, но вместе с тем, они не раскатываются как бусинки по паркету, они сверкают в одном прекрасном ожерелье - "luctamina in rebus". если вы поклонник итальянской готической музыки - ATARAXIA CAMERATA MEDIOLANENSE ordo equitum soils - рекомендую вам обратить внимание на этот альбом.
Одна из лучших итальянских «тёмных» групп, по совместительству являющаяся одним из самых красивых коллективов в жанре апокалиптического фолка, представила своеобразный сборник в формате “коллекция редкостей” с 1995 по 2003 года, который наверняка вызовет недовольство многих пуристов от жанра dark folk. Если две первые композиции, ранее представленные на сборниках от лейбла “Energeia” и журнала “Chain D.L.K.”, являются в каком-то роде типичными для ARGINE – дарк фолк с чёткой перкуссионной основной и акцентах на скрипке и пришёптывающем «быстром» и «речитативном» вокале на итальянском, - то дальше все гораздо интересней! Трек “Solitudo” представлен в ранее не выходившей фортепьянной версии, но самое любопытное – это следующие за ним два ремикса. Если “Corpo ed Anima”, с приятным женским вокалом, выдаёт свою «ремиксовость» лишь незатейливой мелодией а-ля Ян Тирсен или Майкл Найман, то “Memorie” – это натуральный итальянский поп, своего рода дарк-фолк в исполнении «Рикки и Повери». Композиция “Arm” удивляет гулкими «роковыми» ударными и электрогитарой. “Vene d’acero” с подзаголовком “missing version” (интересно, где они такие версии теряют и находят?) - натуральный апокалиптический рэп. Очень забавный подзаголовок у безумно красивой композиции “Magiche Armonie” – “melancholic version”: будто ранее эта композиция выходила в весёлой или оптимистичной версии! “Von Aschenbach” – новая композиция, датированная 2003 годом, тоже забавна сама по себе как минимум сочетанием итальянского шансона с женским хором. “IV Mix” композиции “Memorie” вызывает ужасные мысли, какими же были остальные миксы? А замыкает сборник вообще дикая композиция: начинающаяся как вполне традиционная для полноформатных альбомов ARGINE дарк фолк, она быстро скатывается к странным итало-поп-ритмам. Сложно сразу избавиться от предубеждений и стереотипного восприятия «серьезной» дарк фолк группы, но если вам всё же это удастся, есть шанс, что вы воспримите творчество ARGINE с новой, ранее неизвестной стороны, хотя полюбить этот релиз, думаю, будет непросто.