Несколько запоздалая рецензия на этот замечательный диск вышедший в конце 1997 года. In the Nursery несомненно являются одними из пионеров того, что мы знаем сейчас как ethereal/neo-classic, их диск "Stormhorse" 1987 года без сомнения оказал огромное влияние на большинство групп подобной стилистики. Их музыка очень симфонична, несмотря на ее электронное происхождение, и по большей части напоминает музыку используемую в soundtrack к фильмам - и следует отметить, что ITN очень удачно занимаются и этим видом творчества - рецензируемый CD является одним из примеров soundtrack-ового творчества ITN, и имеет подзаголовок Optical Music. Asphalt это попытка озвучить одноименный фильм снятый в 1929 году Joe May. Из всех известных мне коллективов наиболее близкими по духу к ITN является московский коллектив 4:33 под управлением Алексея Айги, несмотря на то, что 4:33 используют в своей музыке преимущественно живые инструмены, а ITN электронные - у них во многом близкий подход к исскуству кинематографа - они известны и созданием саундтрэков к современным фильмам, так и озвучиванием кино классики (the cabinet of dr. caligari, Asphalt - ITN и "Кукла" Эрнеста Любича, "Зимний Сад" - 4:33), также следует отметить что оба коллектива проводят работу по озвучиванию киноклассики под эгидой Института Гете (учитывая этот факт не будем исключать возможность визита ITN в Москву). Теперь, после развернутого лирического отступления, можно перейдти и к музыкальному материалу CD - в отличие от других работ In the Nursery данный альбом целиком инструментальный - вокал на нем отсутствует. Отличная "симфоническая" электронная музыка с характерным акцентом на перкуссию, очень "элегантная" по построению, впрочем именно таким и должен быть идеальный soundtrack.
language makes thought possible,
for language is thought."
Новый восхитительный релиз от мастеров ethereal/neo-classic. Альбом, как можно догадатся по названию, посвящен "языку", как средству общения и выражения мыслей и идей.
Честно говоря, я затрудняюсь в подсчете количества альбомов In The Nursery, не исключено, что этот альбом относится уже к третьему десятку, но в любом случае, несмотря на огромное количество записей сложно назвать хотя бы один "слабый" диск этого замечательного коллектива, и Lingua не является исключением. Прекрасный ethereal, с очень легким, "воздушным" звучанием, который без сомнения понравится всем любителям In The Nursery (в особенности их не soundtrack-ового творчества) да и ethereal в целом. Не знаю по какой причине, но данный альбом вызывает у меня ассоциации с ITN "Stormhorse", "L'Esprit" и "Anatomy of a Poet", хотя прямой "музыкальной" связи между этими альбомами нет.
Отдельно надо остановится на лирике - все композиции принадлежат перу различных авторов и написаны на разных языках - испанском, французском, югославском, майя, японском и фриуланском (старинный диалект итальянского). Здесь есть и современные стихи, и стихи неизвестного автора XIV века и отрывки из "Попол-Вух". (Кстати, текст песни на испанском принадлежит Raquel Jodorowsky (chile) - не родственница ли это того самого Alejandro Jodorowsky? Ведь не так много людей с подобной фамилией в Чили).
Как и можно было ожидать от In The Nursery - очень красивый и оригинальный альбом - рекомендую.
Очередной шедевр братьев humberstone и вокалистки dolores marguerite c. является как бы продолжением альбома "lingua" и по концепции, и по стилистике. несмотря на то, что после "lingua" у IN THE NURSERY выходил саундтрэк к немому фильму "Человек с кинокамерой", снятому в 1929 году в россии режиссером ветровым, их "саундтрэковые" альбомы все же достаточно специфичны, и я склоняюсь к тому, чтобы выделить их отдельно. за свою 17-и летнюю историю itn успели записать более 30-и cd. это и саудтрэки к немым фильмам - "the man with movie camera", "the cabinet of dr. calligari", "asphalt", саундтрэки к современному кино - например "an ambush of ghosts", и "просто музыкальные альбомы" - рецензируемый cd относится как раз к последней категории. его предшественник "lingua" уже был немного необычен для творчества itn - в первую очередь тем, что большая часть композиций представляла собой именно песни, а не так любимые братьями humberstone инструментальные композиции - да и не просто песни! замечательный вокал dolores очаровывал слушателей на испанском, японском, французском, фриуланском и других языках. на новом cd языковой набор немного поскромнее - всего-то английский, испанский и французский. главное же отличие нового cd от предшественника - это динамизм. если "lingua" был более ethereal альбомом, мелодичным и убаюкивающим, то "groundloop", сохранив этериальное очарование, преподносит музыку в более динамичной манере, как обычно удачно сочетая электронное и neo-classic звучание. в результате получилось нечто среднее между саундтрэковой музыкой и легкой танцевальной элетронщиной. некоторые трэки звучат почти как synth-goth от LA FLOA MALDITA другие же - как neo-classic из гнезда hyperium. отличный альбом - на мой взгляд, один из лучших дисков itn.
У меня есть подозрение, что братья humberstone не тратят свое драгоценное время на такие мелочи, как скажем сон или еда - когда я разглядываю свою коллекцию дисков itn (далеко не полную), у меня возникает чувство глубокого уважения к этим людям - мало кто из готических коллективов может похвастаться таким количеством релизов. и дело тут не только в количестве - нам известны примеры штамповщиков, пекущих диски как пирожки, но у in the nuresry что не альбом, то шедевр. в случае этого релиза, подобное утверждение будет уж точно обоснованным - "exhibit" это "the best" группы, предназначенный для южноамериканской (!) аудитории - никогда бы не подумал что в латинской америке столько поклонников творчества этого замечательного коллектива, что возникла необходимость в выпуске подобного сборника. собственно все "the best" в чем-то похожи друга - диск, состоящий сплошь из хитов тяжело сделать плохим, но слушать подобные сборники не то чтобы особенно интересно. но опять же, itn еще раз продемонстрировали свойственную им оригинальность - концепция этого сборника проста, и вместе с тем весьма оригинальна. композиции, представляющие 12 лет творчества itn, с 1986 года по 1998, расположены не в традиционном "the best"-овом хаотичном порядке, а строго в хронологической последовательности, что дает уникальную возможность оценить развитие коллектива - от прямолинейного пафосного минимализма "guarded rites" с альбома "koda" 1988 года (в действительности диск открывает интро "timbre" - альбом "twins"), через насыщенный симфонизм композиций с альбомов "sense" и "duality", до потрясающего утонченного лиризма "poema" с альбома "lingua". характерно и то, что именно при прослушивании этого сборника понимаешь, как изменилось звучание с появлением вокалистки dolores marguerite c - она привнесла в музыку itn мистическую лирическую ауру. слушая этот альбом, вы совершите путешествие во времени по альбомам "twins", "koda", "l’esprit", "sesudient", "sense", "duality", "anatomy of a poet", "deco", "feathercut" и "lingua", и, если до этого момента вы не были знакомы с творчеством этой группы, не сомневаюсь, что после подобного погружения вы согласитесь со мной, что in the nursesry без сомнения одна из лучших существующих в настоящее время ethereal/neo-classic групп.
Четвертый по счету саундтрэк в дискографии IN THE NURSERY на мой взгляд, является их лучшей кино работой. но если вы не слышали их саундтрэков раньше, то маленькое пояснение вам поможет - несмотря на то, что музыка itn достаточно востребована и современной кино индустрией (их композиции звучали в таких major фильмах как "interview with the vampire", "la femme nikita", "erin brockovich", etc), все четыре саундтрэк cd, созданные братьями humberstone, являются музыкой к немым фильмам 20-х - 30-х годов. подобное творчество не является чем-то экстраординарным - немало коллективов подобным образом озвучивают немые шедевры прошлого, например, в нашей стране на этом поприще особенно преуспел ансамбль 4:33. но если itn начинали свое саундтрэк творчество с вполне традиционного и в некотором роде даже заезженного "the cabinet of dr. caligari" (кто только к нему музыку не писал! этот шедевр киноискусства является одним из самых популярных фильмов у создателей саундтрэков, наравне с metropolis и NOSFERATU , то последующие их работы отличает гораздо большая оригинальность - саунтрэк к немому фильму asphalt был весьма и весьма интересен. последовавший за ним альбом "man with a movie camera" был звуковой дорожкой к фильму "Человек с кинокамерой" русского режиссера ветрова! Что касается нового саундтрэка, то "hindle wakes" - британский фильм, снятый в 1927 году режиссером maurice elvey, повествовавший о нелегкой судьбе девушки fanny hawthorn. к сожалению, фильм я не видел, что весьма печально - тяжело воспринимать подобное монументальное произведение (два cd) в отрыве от фильма, но думаю, для вас не будет сюрпризом то, что упрекнуть IN THE NURSERY не в чем - даже без кино составляющей этот диск воспринимается отлично - как вполне самостоятельное законченное музыкальное произведение. общее звучание весьма традиционное - симфонический неоклассицизм - привычные теплые стринги и элегантные клавишные, сюрпризом стала вставка в духе dixie jazz, видимо озвучивавшая сценку какой-нибудь вечеринки. отличный альбом, впрочем, лично у меня талант itn никогда не вызывал ни малейших сомнений.
О том, что выход нового альбома IN THE NURSERY под названием "engel" ожидается этой осенью я, конечно, знал, но вот что это окажется саундтрэк к ролевой игре - не ожидал. "engel" это новый мультимедийный игровой проект немецкой фирмы feder & schwert - честно говоря, благодаря немецкоязычности сайта фирмы-разработчика, я так и не смог разобраться, будет ли оное произведение компьютерной игрой, или настоящей настольной rpg, но, по сути, это не важно - так как в последнюю в своей жизни компьютерную игру я играл много лет назад, а что такое rpg вообще очень смутно представляю, так что вынужден перейти собственно к музыкальному материалу. кроме новых трэков, на альбоме представлено два римэйка классических "хитов" IN THE NURSERY десятилетней давности - "blue religion" с альбома "sense" 1991 года в обновленным "милитаристско-средневековой" обработке стала "new religion", а "to the faithful", датированная аж 1990 годом (диск "l’esprit"), стала "engel - to the faithful". удивляет звучание альбома - после этереальных "lingua" и "groundloop" можно было ожидать чего-то в том же духе, ну или хотя бы по саундтрэковой близости - чего-то типа их саундтрэков к "немой классике" "asphalt", "the cabinet of dr. caligari", "Человек с кинокамерой"... ан нет, звучание ближе к работам раннего/среднего периода, недаром в альбом искусно вплетены римэйки композиций с альбомов этого периода. к позднему этереальному творчеству близка лишь композиция "angelorum", исполняемая dolores marguerite c на латыни в эстетике альбома "lingua". к слову, кроме "to the faithful", что с мужским вокалом, все остальные трэки инструменталы. ну а стилистика в более глобальном смысле не является тайной для людей знакомых с творчеством itn - экспрессивная неоклассическая музыка, то с акцентом на бравурную милитари перкуссию, то, наоборот, на тягучие романтические струнные. не знаю, насколько этот диск удачен как саундтрэк к игре, но как самостоятельное музыкальное произведение - вполне самодостаточен и интересен, хотя сомнений в этом у меня не появлялось и до того как я прослушал диск - itn уже достигли такого уровня профессионализма и развития вкуса, что просто физически не могут создать что-то посредственное или неинтересное.
Такое ощущение, что сцена живёт своеобразными эпидемиями - вот сейчас пошла эпидемия ремиксов: все группы в срочном порядке выпускают альбомы ремиксов, у кого-то получается лучше, у кого-то хуже. скорее, это зависит от двух причин - собственно от вкуса (его наличия или отсутствия) у самой группы и у авторов ремиксов, а также от задачи, которая ставится перед готовящимся сборником. если задача состоит лишь в том, чтобы насочинять "клубных боевиков" - то жди провала, но если диск представляет собой просто вольные интерпретации, то есть шанс, что результат получится интересным. то, что со вкусом у братьев гамберстон (humberstone), более известных как IN THE NURSERY всё в порядке, очевидно, а то, что задача создать сборник клубных хитов не стояла - видно по списку авторов ремиксов. IN THE NURSERY скорее пытались обеспечить как можно более разнообразные интерпретации их творчества, только этим может быть обусловлена такая пестрая компания - от фолковых faith & the muse и этереальных CHANDEEN до динамичных ASSEMBLAGE 23 и брутальных FLESH FIELD признаюсь, только взглянув на список авторов ремиксов, я сразу определили своих фаворитов - брутальный американский электро дуэт FLESH FIELD открыл этот сборник, да как открыл! то, что у FLESH FIELD таланта не занимать, по-моему, всем уже давно очевидно, а то, с каким изяществом они превратили "a rebours" в милитаристское electro, заслуживает оценки только в виде высшего балла! следующий ремикс, на "angelorum" от faith & the muse примечателен лишь тем, что мало отличается от оригинала. а вот дальше своего рода бонус - кавер "love will tear us apart" JOY DIVISION сделанный самими IN THE NURSERY без сомнения, "love will tear us apart" вместе с "temple of love" THE SISTERS OF MERCY - самые часто переигрываемые готические композиции, и поэтому каждый новый кавер всё сложней оценивать - не скажу, что представленная на "cause + effect" версия одна из лучших, скорее она из "середняка": ничем особенно не выдающаяся, но и не плохая. на остальных ремиксах остановлюсь лишь мельком - часть из них близка к оригиналу и поэтому не особо интересна. но некоторые упомяну - в частности, очень хороша версия "and your eyes" неизвестного проекта a_robot, что родом из мексики; забавно звучит и ремикс на "l’esprit" исковерканный электро-фриками haujobb. но многие группы, на мой взгляд, просто схалтурили. упоминать их специально не буду - вдруг они еще исправятся?