"Vast forests with evergreen trees
foggy hills the eye can see
the wind sweeps through a valley
that lies by the deep blue sea"
- The Home that I will Never See
Не исключено, что многие из вас помнят dark ambient группу Aghast, выпустившую всего один альбом на Cold Meat Industry, хотя известность данному коллективу принесла по большей части не музыка, а тот факт, что группа состояла из двух девушек - жен каких-то известных блэкстеров. Не могу сказать, что их музыка была особенно оригинальна и интересна, да и dark ambient стилистика в целом у меня особого восторга не вызывает, и я был приятно удивлен, обнаружив что одна из двух участниц Aghast несколько образумилась и выпустила сольный фолковый альбом.
В отличие от раннего проекта, чья музыка попадала в область сатанистских шумелок в виде истеричного (женского?) дарк эмбиента, новое произведение выдержано в pagan folk стилистике. Основной акцент делается на вокал Andrea, что вполне характерно для подобной музыки. Количество используемых инструментов доведено до минимума - акустическая гитара, "шаманская" перкуссия и все. Лирика альбома, естественно, пропитана язычеством, мне кажется что местами даже уж слишко паганистически - пафосно, хотя сами стихотворные произведения очень даже хороши. Благодаря минимальному количеству посторонних людей, принимавших участие в записи, альбом получился очень личным и крайне "женским", даже в оформлении, на котором надо остановится отдельно - чтобы "оправдать" название (Hagalaz - имя одной из Рун, на моей памяти Hagalaz' Runedance всего второй коллектив с именем-руной - первыми были Algiz) альбом обильно разукрашен рунами, и каково же было мое удивление, когда на внутренней вкладкен диска я обнаружил английский алфавит написанный рунами - абсолютно бессмысленная надпись, явно "коммерческого" рода, изготовленная лишь для того, чтобы привлечь внимание любознательных, падких на экзотику слушателей, очень странный ход для леди, просвященной в рунах / паганизме, но в письме, отвечая на мой вопрос, Nebelhexe написала, что это всего-навсего ошибка дизайнера, оформлявшего диск, который не знал, как должен выглядеть Futhark.
Новейший (и второй полноформатный) альбом норвежской ведьмы andrea haugen, некогда прославившейся как часть дарк эмбиентного дуэта aghast. но теперь уже бессмысленно отрицать, что слава hagalaz’ runedance далеко превзошла известность ее первого проекта. как и на первом своем альбоме, andrea представляет нам свои изыскания в северной/германской мифологии и истории, в виде очень естественного и искреннего паган нео-фолка. все как и должно быть - песни о северных ветрах, языческих ритуалах и дикой природе. по сравнению с первым альбомом заметен существенный прогресс, аранжировки стали более сложными, да и само звучание и исполнение стало более серьезным, сохранив при этом свою искренность и женственность. хотя несколько аляповатым кажется использование синтезаторов в некоторых композициях, но, учитывая общий уровень альбома, это можно простить. используя тучу аутентичных инструментов и прекрасно владея своим вокалом, andrea создала настоящую симфонию языческого очарования, слушающуюся как древнее сказание о давно забытых временах, героях и богах. прекрасный красивый и настоящий нео-фолковый альбом.
Норвежская ведьма andrea nebel haugen выпускает номерные альбомы как по часам - каждые два года, вот пришло, время и для третьего диска - "frigga’s web". творчество andrea, основанное на древних языческих традициях, можно охарактеризовать как своеобразный языческий феминизм - в своих песнях, книгах, статьях, лекциях, она рассказывает о почётном месте женщин в традиционных языческих культурах, ну и естественно, сама слов на ветер не бросает, активно участвуя в различных pagan акциях, является почётным членом норвежского сообщества asatru, и так далее. если говорить об альбомах hagalaz’ runedance, то налицо существенная эволюция, если первый диск - "the winds that sang of midgard’s fate", брал в основном искренностью, и благодаря оной можно было закрыть глаза на некоторые музыкальные огрехи, то с каждым новым дисков качество музыкального материала становится всё лучше и лучше. и что немаловажно, не в ущерб искренности - читая лирику альбома "frigga’s web" (как ни странно - на английском, не правда ли, не логичней была бы лирика на том же норвежском? если уж творчество насквозь пропитано языческими традициями?), понимаешь что, несмотря на некоторый примитивизм, она выражает настоящие, подлинные чувства andrea. в записи альбома принимало большое количество сессионных музыкантов, использовавших множество различных старинных инструментов, звучание, прямо скажем, получилось роскошное - мало какие из современных нео-фолк групп могу похвастаться таким разнообразием, глубиной и многогранностью концепции и звучания. и благодаря своей музыкальной составляющей, "frigga’s web" является настоящим шедевром языческого нео-фолка.