После почти четырехлетней паузы, тянувшейся с момента выхода предыдущего альбома, наконец-таки увидел свет третий релиз этой американской gothic etherial rock группы, ядром которой является дуэт музыканта William Faith и вокалистки Monica Richards. William Faith, как известно, одно время пребывал в составе легендарных CHRISTIAN DEATH, а также успел поиграть в SHADOW PROJECT, MEPHISTO WALZ и SEX GANG CHILDREN, а Monica Richards блистала в STRANGE BOUTIQUE. Все эти заслуги уже на старте обеспечили FAITH AND THE MUSE полукультовой статус среди готической аудитории. На мой взглад, оба ранних диска группы были и правда местами весьма неплохи, но в целом же они оставили у меня впечатление какой-то незавершенности, недосказанности и недоделанности. Ну, может быть, к третьему альбому, на запись которого ушло аж целых 4 года, группа все-таки реализует свой потенциал и из раскрывшегося бутона нашему восхищенному взору явится дивной красоты чудесный цветок? - надеялся я, приобретая этот альбом.
Отрывющая пластинку (вслед за "викторианскими" клавишными пассажами коротенького интро) песня "Scars Flown Proud" сразила меня наповал. Летящий гиперсексуальный и соблазнительный девичий вокал, въедливый рефрен, преследующая гипнотическая мелодия, сверхэнергичные жужжащие готик-роковые риффы - гениальный мега-хит, который надо слушать на бесконечном повторе и рубиться, рубиться, рубиться.
Еще один явный фаворит отыскался сразу. Трэк №10 - цепляющая с первого раза, тоже очень энергичная готик-роковая вещь "Plague Dance" - пожалуй, самая злобная и забойная из всех. Остальные треки - всякие пасмурные этэриальные размытости, дуэт Monic’и и William’а в печальной даркфолковой манере, милая кельтско-ирландская народная баллада, cентиментальный псевдо-вальс в самоличном исполнении маэстро Faith’а (аккомпанемент на аккордеоне был бы очень к месту), даже что-то типа шаманского ritual/darkwave и наивного medieval a-la THE SOIL BLEEDS BLACK - показалось мне сначала слишком уж разношерстным... Но после пары повторных прослушиваний все встало на свои места - песни, словно разрозненные кусочки цветного стекла в калейдоскопе, вдруг сложились в причудливую мозаику и "Evidence Of Heaven" засиял всеми своими удивительными красками!
Писать рецензии на такие альбомы - одно удовольствие. можно вообще ограничиться одним предложением "для фанатов обязателен" и всё, точка, ведь никто, кроме преданного фэна коллектива, не купит двухдисковый сборник раритетов, демо-версий песен, концертных трэков и ремиксов! впрочем, слушать такой диск еще приятней и интересней, конечно, если творчество коллектива, одарившего вас подобным сборником, вы любите. правда, в случае с faith & the muse, получившаяся сборка не то чтобы такая узконаправленная на фанатов, хотя с некоторыми оговорками. этот американский коллектив, словно безумные потомки мичурина, пытающиеся скрестить апельсин, картошку и дуб, пытается создать некий авторский сплав из современного готического рока американского разлива, этериала и нео-фолка, и что самое удивительное - результат получается не таким уж ужасным и монстрообразным, напротив - альбомы группы слушаются на одном дыхании, а ни одного неудачного альбома коллектив, к счастью, не создал. но при прослушивании компиляции возникает странное впечатление, что слушаешь сборник песен не одной группы, а как минимум пятнадцати - это обусловлено и наличием кавер-версий, и старых демо-трэков, и акустических версий. слушатель, незнакомый с творчеством faith & the muse, ну ни за что не поймет, что же они такое исполняют - то нарезали забойный готик-рок, а то вдруг поют фолковые песни под бубен. хотя, если абстрагироваться от подобной точки восприятия и попытаться послушать "vera causa" просто как альбом, результат превосходит ожидания. первый диск называется "the morning" и содержит трэки, выходившие только на компиляциях, кавер-версии, акустические версии и прочие раритеты. сначала о каверах - признаюсь, мне они ну совершенно на понравились, я не являюсь большим поклонником BAUHAUS CHRISTIAN DEATH и the chameleons, над которыми faith & the muse тут поиздевались по полной программе, и весьма люблю творчество kate bush, а strange boutique (бывшая группа вокалистки моники ричардз) я вообще не слышал. Что, впрочем, не помешало всем кавер-версиям одинаково мне не понравится - скорее всего, обработка чужого творчества не самая сильная сторона f&tm. компиляционные трэки и акустические версии более интересны, но описывать их возможным не представляется - стилистический разброс не позволяет подвести их под общий знаменатель. поразили впечатление демо-записи - с таким ужасным качеством, что записи отечественных андерграундщиков кажутся по сравнению с ними просто аудиофилическими изысками! хотя надпись "recorded on a boombox" многое объясняет. диск "the night" более интересен и содержит живые, концертные трэки и ремиксы. концерт был записан на wave gotik treffen в лейпциге и в бельгийском городе генте. концертная запись потрясающего качества и мощи, благо на диске представлены лучшие боевики - "cantus", "scars flown proud", "sparks", "the silver circle" и другие. концертных записей готических групп, звучащих столь убедительно, совсем немного, так что представленные live трэки тянут не меньше, чем на пять с плюсом. теперь о самой весёлой части - о ремиксах. представление творчества gothic rock / neo folk коллектива в виде танцевальных техно-хитов, на первый взгляд, дело не просто тяжелое, а скорее безумное. тем более удивительно, что первый же микс "elyria" от неких full fanthom five/the trace оказался настоящим шедевром! этакий dark-gothic-dream-house! ремикс "mercyground" от rhea’s obsession выезжает за счёт добавленного вокала sue hutton, да и вообще, трэк они переделали под себя - можно включить в новый альбом rhea’s obsession и разницы-то никто и не услышит. karin и statik из COLLIDE тоже добавили вокала и превратили "the silver chair" в потрясающий и необычный dark-trip-wave, результатом я просто поражён. уже с первых нот ремикса на "shattered in aspect" можно угадать, что автором его является thomas rainer/l’ame immortelle - тут та же ситуация, что с миксом от rhea’s obsession - добавь на эту версию типичного l’ai-шного мужского дисторшированного вокала, и в новый альбом l’ame immortelle её! первый ремикс, который мне не понравился - уровень ремикса очень высокий, но некто kevin kipnis из неких purr machine уж очень накачал "the sea angler" самыми разнообразными звучками, гитарками и вокалами - получилась какая-то каша. rodney orpheus из THE CASSANDRA COMPLEX тоже особо не экспериментировал, а превратил "scars flown proud" в "кассандро" - подобное произведение с ревущими гитарами и глухими ударными. ну и, наконец, последний микс, от laboratory x, тоже режет уши своеобразной звуковой кашей. вообще, сложилось такое впечатление, что музыкантов, работавших над ремиксами, попросили сделать композиции как можно более похожими на творчество своих собственных групп. кроме всего вышеперечисленного, стоит отметить многостраничный буклет с красочными фотографиями коллектива и рассказом об их непростой и тяжелой судьбе. а вообще, мне очень жаль, что до широкой аудитории этот альбом не доберется и аудитория его будет ограничена поклонниками faith & the muse - диск явно достоин большего.