"all world elements are found in human beings,
and humans exist by them.
their names are fire, air, water and earth.
these four primary sustances are so closely
interwoven and linked with ONE another that
none can be distinguished from the others."
- hildegard von bingen
Для меня ESTAMPIE всегда были достаточно загадочным коллективом - с одной стороны серьезный "аутентичный" подход - с другой стороны музыканты ESTAMPIE имеют непосредственное отношение к индустриально-готической "тусовке" - michael popp, ernst horn и sigrid hausen, нам известны в основном благодаря QNTAL и DEINE LAKAIEN хотя как группа ESTAMPIE существуют с 1985 года. индустриальные моменты иногда проскакивают и в музыке ESTAMPIE но в ничтожных количествах, и под названием ESTAMPIE музыканты стараются придерживаться аутентичной стороны средневековой музыки. новое произведение, имеющее подзаголовок "homage to hildegard von binger" как ясно из названия является своего рода трибьютом знаменитой абатессе- композитору (лирическое отступление - у меня есть сильные подозрения, что hildegard von bingen (1089-1179) это самый популярный автор среди medieval групп - в моей коллекции есть немало альбомов целиком состоящих из произведений авторства вышеупомянутой абатессы - такими дисками отличились vox и anonymous 4 (а теперь и ESTAMPIE , а уж кто только не исполнял ее произведения - начиная от hortus musicus и заканчивая SANCTUM причина подобной любви мне не совсем ясна - скорее всего она кроется в "раскрученности" оного автора, к чему приложили руку практически все вышеупомянутые коллективы, но это уже честно говоря начинает надоедать, подобное засилие одного композитора, пусть даже очень хорошего, несколько утомляет). вокальная часть этого альбома ничем не удивит искушенного слушается - те же вокальные переливы мы уже слышали у vox на альбоме "diadema", но вот инструментальная составляющая удивляет - кроме вполне оправданных пассажей на акустической гитаре, весь альбом пронизан ритуально-шаманской перкуссией и проскакивающем то здесь, то там легким индустриальным гудением, которое однако вполне органично с общей концепцией. на мой взгляд огромным плюсом является то, что прекрасный женский вокал все же выведен на передний план, и большая часть музыкальных экспериментов идет фоном к вокалу, хотя встречаются и чисто инструментальные композиции - в более аутентичном ключе. о концепции альбома следует упомянуть отдельно - materia mystica это саундтрэк к одноименному перфомансу, поставленному ESTAMPIE идеей которого является визуализация теорий hildegard von binger о строении мира и взаимодействии четырех элементов, к сожалению о самом перформансе я судить не могу - скудные фотографии с оного - это все что у меня есть, но думаю что с подобным саундтрэком у них наверняка получилось что-то экстраординарное.
Новый диск заслуженного medieval коллектива ESTAMPIE в готической прессе прошел практически незамеченным - наверное из-за того, что он вышел на мэйджор-лейбле eastwest. так сложилось, что независимая пресса часто обходит стороной релизы, выходящие на мэйджорах - подход отчасти оправданный, но не всегда. вот и в случае с новым альбомом ESTAMPIE "ondas" это "замалчивание" не совсем оправдано. к слову, до недавнего времени, ESTAMPIE были чуть ли не самой любимой аутентичной средневековой группой в готической субкультуре - в первую очередь благодаря активной тусовочной готической жизни - в записи альбомов ESTAMPIE принимал участие вокалист культовой darkwave группы DEINE LAKAIEN alexander VELJANOV да и сами ESTAMPIE в лице sigrid hausen и michael popp совместно с ernst horn (из уже упомянутых DEINE LAKAIEN , создали проект QNTAL до сих пор непревзойденный по оригинальности исполнения средневековых хитов в электронном звучании. строго говоря, аутентичной группой ESTAMPIE можно было назвать лишь в начале их карьеры - после активного общения с тусовкой DEINE LAKAIEN даже в номерных альбомах количество серьезного академизма все уменьшалось и уменьшалось, и уже предпоследний диск группы "materia mystica" был начисто лишен академизма и аутентизма. новый диск тоже вряд ли порадует любителей чистоты средневекового жанра, однако для неискушенных в medieval музыке персон, слушающих, скажем, TANZWUT и IN EXTREMO этот диск покажется верхом академизма. в действительности это эдакий medieval crossover, представляющий собой смесь собственно medieval музыки с элементами минимализма, этно и world музыки. симбиоз получился элегантный и на редкость приятный для слуха - два прекрасных женских вокала - sigrid hausen и cornelia melian, поющие то дуэтом, то по очереди, то дуэтом с мужским вокалом (одна из композиций с мужским вокалом - "o fortuna" - 100% хит). музыка же, как было упомянуто выше, звучит весьма захватывающе, унося в нас во времена средневековья - недаром альбом имеет подзаголовок "музыка трубадуров и флагоносцев".
Предыдущий альбом культовых реконструкторов средневековой музыки ESTAMPIE под названием "ondas" был слабо освещён субкультурной готической прессой по причине своего выхода на мэйджор-лэйбле, но с промоушеном нового диска группа и лэйбл warner music проявили большую осмотрительность, и диск вполне удачно позиционируется и в немецкой готической прессе. внимание к ESTAMPIE со стороны готической субкультуры не случайно - несмотря на то, что по используемым инструментам и аутентичности коллектив мало уступает матерым medievalщикам, таким как SARBAND или hortus musicus, и никоим образом не близок ко всяким готическим весельчакам из IN EXTREMO и CORVUS CORAX имеющих к средневековой музыки весьма отдаленное отношение, они всё же любимы и известны. в первую очередь благодаря дружбе с DEINE LAKAIEN (которая, видимо, уже в прошлом) и созданию проекта QNTAL (совместно с DEINE LAKAIEN , который стал знаменит благодаря феноменальным электронно-готическим обработкам средневековых композиций. ныне QNTAL уже полностью является проектом ESTAMPIE - если раньше это было трио, состоявшее из двух участников ESTAMPIE (вокалистки sigrid hausen и мультиинструменталиста michael popp) и электронного гения ernst horn DEINE LAKAIEN , то на последнем фестивале wave gotik treffen в лейпциге QNTAL оказались тем же ESTAMPIE (чуть ли не в полном составе) плюс некий неизвестный припанкованный молодой человек за клавишными. в принципе, подобное разделение проектов более чем разумно, и новый диск ESTAMPIE теперь звучит даже более аутентично, чем предыдущие работы группы - действительно, зачем омрачать чистое средневековое звучание, если для всяких экспериментов теперь есть специальный отдельный проект. как всегда, композиции все как на подбор древние - в основном 13-14 века, исполняют их три вокалистки, в основном, конечно, sigrid hausen, плюс мужской хор из семи человек. инструментальная часть по традиции исполнена двумя основными участниками ESTAMPIE - michael popp и ernst schwindl, ну, а одно только перечисление использованных инструментов способно взывать уважение к этим людям - ud, saz, tar, fidel, schalmei, tanbur, cornamuse, drehleier, organistrum, nyckelharpa и прочие zugtrompete! несмотря на серьезную аутентичность, "fin amor" слушается куда живее, чем большинство работ тех же SARBAND и hortus musicus; чем это обусловлено? возможно, менее академическим подходом и большему личному влиянию в музыке, в противовес скрупулезному следованию букве средневековой мелодики.