Всего рецензий в базе:1571 Новые рецензии Индекс рецензий Поиск Группы |
ENDRAUM | ||||||||||||
В далеком 1986 году двое молодых людей, увлекавшихся пост-панком - Hovi и Roman встретились в первый раз, чтобы вместе записать альбом проекта под названием "Crux Ansata" и разойтись... Несколько лет спустя судьба свела их вместе и уже надолго. Они задумали музыку в духе JOY DIVISION, с меланхолией Густава Малера и лирикой Артура Рэмбо. Планируя новый проект, они мечтали создать многообразную оперу, совмещающую в себе картины, слова и музыку, название которой было ENDRAUM. Все творчество ENDRAUM вращается вокруг внутренних чувств человека, первородных, чистых чувств, свободных от суматохи быта. И потому, слушая ENDRAUM, вы попадаете во всеми забытую комнату в конце коридора, где вас одурманивает игра звуков, цветов и образов. Это отправная точка ваших странствий по "морям и долинам снов", "садам роз"... Заснув в этой забытой всеми комнате в конце коридора, вы просыпаетесь в "зале звезд", выходите в странный город полный загадочных улочек и огней, вкушаете его "нектар"...и снова проваливаетесь куда-то, чтобы проснуться там, где укажут вам звуки ENDRAUM. Для них слово - это музыка, музыка - это картина. Являясь одними из ярчайших представителей и пионеров стиля darkwave, благодаря своему таланту и мастерству, ENDRAUM заслуженно приобрели культовый статус, как на зарубежной готической сцене, так и в России. Воздушные мелодии, чарующее фортепьяно и мечтательный голос Hovi создают призрачную атмосферу грусти и светлой печали, увлекая за собой истинных романтиков и ценителей прекрасного.
Собственно говоря, то, что создают Roman Ruetten (электроника) и Hovi-m (тексты, вокал, мелодекламация), выходит за границы музыки, распространяясь в сопредельные области искусства. Так все обложки и буклеты альбомов оформлены вокалистом и "штатным художником" группы Hovi. Картины под стать музыке ENDRAUM, здесь и там - символизм цвета, звука, формы... Наверное, каждый тонко чувствующий человек найдет свои, сугубо личные соответствия в других видах искусства. Распространенные аналогии: Тракль - в поэзии, Кандинский в живописи. Многое связывает ENDRAUM и с театром. Мир, создаваемый ими - микрокосм, в котором каждый, в зависимости от уровня восприятия, найдет свое. Во-первых, это - очень красивая, даже по классическим канонам, музыка. Это отмечают даже далекие от готической "черной" сцены люди. Во-вторых, это совершенное выражение некоторых меланхолических состояний, настолько неуловимых и тем более невербализуемых, что удивительно, как вообще можно их передать. Пожалуй лишь музыка как наиболее абстрактное из искусств способна на это. В мелодекламациях Hovi, восходящих от нежных нашептываний до истеричных мантр, каждое слово и фраза имеет дополнительный, интонационно-музыкальный смысл. Третий, самый глубокий уровень восприятия, приводит нас в русло европейских культурных традиций двух последних веков. Философия ENDRAUM затрагивает вопрос о месте красоты и гармонии в мире. Потрясающая, совершенная красота - бесцельна, она существует ради себя самой. Эта опять же трудновербализуемая идея - в той степени, в которой сложно "пересказать" музыку, была на ура воспринята людьми с готическим мировоззрением. ENDRAUM - полноправный представитель dark-сцены, несмотря на скупость внешней атрибутики, весьма нехарактерной для представителей того же готик-рока. Дискография (только CD): "Zeitenlicht" - '93 (Weisser Herbst) "In Flimmernder Nacht" - '93 (Danse Macabre) "Morgenrote" - '94 (Weisser Herbst) "Appell an Die Muse" (mini cd) - '94 (Weisser Herbst) "Innerlichkeit" - '96 (Weisser Herbst) "Der Blaue Kreis - Remixe" - '96 (Weisser Herbst) "Blauk" - '97 (Weisser Herbst) "Nachtstrahl" - '98 (Weisser Herbst) "Blauhauch" - '99 (Trinity / Weisser Herbst) "Weimar 99" - '00 (Weisser Herbst) "Der Leanderkern" - '01 (Trisol / Weisser Herbst) "Herzklang Spiegelt am Strassenrand" - '01 (Trisol / Weisser Herbst) | ||||||||||||
Рецензии на группу
О том что новый альбом Endraum будет не таким как прежние, было известно заранее, и неоднократно в связи с ним упоминался термин trip-hop - я отношусь к этому стилю с уважением, и не очень волновался, насчет нового шедевра Endraum - в любом случае - коллектив, выпустивший столько замечательных альбомов, просто не может выпустить "непрофессиональный" релиз - уж в качестве оного я был уверен. В действительности альбом и в правду оказался трип-хоповым, но с несколько нестандартным звучанием - с большой долей эмбиента - эдакий эмбиентный трип-хоп. Мелодичность по большей части заменена ритмом, я не хочу сказать что раньше их музыка была совсем не ритмичной, но теперь акцент делается именно на новой ритмике, и не думаю, что этот диск понравится любителям их старого творчества, хотя поклонники Endraum должны были быть готовы к подобному - после Innerlichkeit можно было предпологать подобное, не могу сказать, что этот диск хуже их предыдущих работ, но на мой взгляд они потеряли большую часть своего "камерного" очарования и вкрадчивости. Новый диск более экспериментальный, со множеством элементов не характерных для творчества коллектива (начиная от "детских" вокалов и заканчивая "space" звуками). Некоторое количество композиций, сохранивших атмосферу "старого" Endraum на диске имеется, но они тонут в ритмике основной массы трэков. Хотя не следует принимать "трип-хоповость" и мои слова про "ритмику" буквально, музыка не стала быстрее или энергичней, и по прежнему более или менее спокойно-меланхолична, но мне новое ритмическое построение композиций не очень понравилось. Однажды, когда я кому-то словами описывал музыку Endraum, я придумал для них очень (на мой взгляд) удачное определение - музыка сновидений - к сожалению новый релиз я уже не могу так назвать.
Очень красивый, мягкий, лаконичный альбом, которым я искренне восхищаюсь. Убедительное доказательство абсолютной надуманности творческого кризиса, которым ENDRAUM пытаются "наделить", начиная с "Blauhauch" 1998г
Но лично мне ситуация с данным релизом кажется несколько парадоксальной. И речь идет прежде всего о ретроспективном диске CD1. С одной стороны, творчество ENDRAUM необычайно целостно и неделимо, группа фактически исполняет "одну большую песню". Композиции как правило перетекают друг в друга, да и альбомы с полным правом можно назвать звеньями одной цепи. В подобном случае любая компиляция - вариант заведомо проигрышный. И поклонникам, хорошо знакомым с дискографией, вряд ли нужен этот "greatest hits". А новичкам полезнее было бы услышать любой из дисков целиком (рекомендую "Zeitenlicht"). С другой стороны, выпуск компиляции - совершенно нормальный шаг, имеющий целью расширение потенциальной аудитории (как я это понимаю). Столкнувшись с необходимостью "резать по-живому", Hovi и Roman поступили единственно возможным образом - попытались составить "большую песню" из мозаичных фрагментов. И если ранний "Zeitenlicht" представлен двумя наиболее развернутыми и центральными темами, то два последних, "Nachtstrahl" и "Blauhauch", "делегировали" в компиляцию "альтернативные" варианты ("Am Fluss", "Spiegelquelle"). Теперь о долгожданном новом материале. CD2 "Endraum - Der Leanderkern" открывается тремя новыми вещами. Dark ambient, гидрофония, industrial - ENDRAUM осваивают новые приемы музыкальной выразительности, оставаясь верными себе! Получилось нечто, близкое к "Blauhauch" и ... ранним работам (!), так что "кассетная часть" CD2 вполне органична. Итак, резюмируя все вышеизложенное - достойный, но отнюдб не обязательный (с позиции творчества) альбом. Возможно, мое суждение покажется кому-то излишне строгим и пристрастным. Но я безо всякого преувеличения считаю ENDRAUM гениями современной музыки - именно поэтому воспринимаю формат релиза коммерческим компромиссом.
С первого трека слушатель погружается в "фирменную" меланхоличную атмосферу дуэта чудотворцев Hovi-m и Roman R., атмосферу отнюдь не грусти, а надежды. Лирика в основном, как и на прошлых альбомах, на немецком языке, но встречаются и англоязычные композиции. Некоторые из треков наводят на воспоминания о "Zeitenlicht", выпущенный ENDRAUM в 1993 году, некоторые на "Innerlichkeit" (1996), или "Blauhauch" (1999). Композиции плавно перетекают от одной к другой, заставляя забыть о проблемах и расслабиться. Клавишные пассажи, электронная подложка, тягучая трип-хоповая ритмика, красивый и чувственный голос Hovi-m - всё здесь к месту, всё к настроению. Иногда музыка нежная, словно ветерок, что дует на заходе солнца со стороны океана, иногда волнующая и тревожная, как затишье перед надвигающейся бурей, иногда вводит в романтический транс или навевает умиротворение, как ночная прогулка под моросящим дождиком... Заканчивается альбом отличным ремиксом ростовской группы STILLIFE на заглавную композицию "Traumstaub". Меня очень радует дружба данных коллективов, вспоминается потрясающий ремикс немцев на композицию STILLIFE "Only Silence". Оформление "Traumstaub", как и большинство релизов ENDRAUM, выполнено в голубых тонах, над ним поработал Hovi-m, именно он украшал своими картинами все альбомы немецкого дуэта. Я уверен, русские поклонники группы уже обзавелись данным творением, так как альбом по лицензии вышел на Irond’е. Фанаты могут ещё успеть купить фирменный Trisol'овский лимитированный дигипак с DVD диском, который вышел в количестве 2000 экземпляров.
Показаны: с 1 по 6 |