Я к сожалению не знаком с ранними работами DIE FORM - дискография группы, а так же нескольких сайд-проектов Filippe Fichot'а (шефа DIE FORM), очень богата и начинается аж в 82-ом году. Самый ранний CD, имеющийся у меня, это "Confessions" (p)92. Начиная с него творчество DIE FORM можно охарактеризовать как элегантную (французы...) эклектику меланхоличной электроиндустриальной готики, оперного женского вокала и смелых эротических фантазий. Строгие черно-белые фото женского тела на фоне "неживой природы" и прочих технологических форм и конструкций, сделанные самим Filippe, визуально дополняют концепт коллектива. По звучанию "Duality" отличается от своего предшественника "L;ame Electrique" (p)95 - в аранжировках композиций нет мрачно-торжественной монументальности и доминирующих оперных партий. Треки более подвижные и ритмичные, с примерно равным соотношением кристального голоса несравненной Elinae P. и холодного роботизированного вокодера Filippe ("Красавица и робот" - перефразируя известную музыкальную двухвокальную схему "красавица и чудовище":). Изящно вплетаются в этот диалог живые скрипичные партии. Лирика на английском: жаль, мне больше по вкусу их родной французский. В двух композициях очень оригинально звучит "японский войс" приглашенной вокалистки Mutsumi Oku. Не неся в себе особых инноваций (конечно же по отношению к собственному, достаточно инновационному творчеству DIE FORM), на мой взгляд "Duality" достойный альбом в карьере этих прекрасных артистов.
Philippe fichot не перестает меня поражать - более чем за 20-и летнюю историю DIE FORM ему удается, сохраняя общую стилистику, выпускать совершенно разные альбомы. вроде сравниваешь - и на одном и на другом диске типичный DIE FORM овский фетиш-дарквэйв, а, по сути - совершенно разные альбомы. то же самое и с новым долгожданным cd - его предшественник "duality" вышел три года назад, и при сравнении этих двух дисков ощутима весьма заметная разница и в звучании, и в концепции. прослушав предварявший альбом сингл "deep INSIDE , в рецензии на него я предполагал, что новый материал будет более динамичным и агрессивным, и половину вокальный партий будет исполнять philippe. все так и оказалось, альбом по звучанию даже ближе к ранним работам группы - как это не парадоксально, ближайшие ассоциации - "tears of eros" и SUSPIRIA de profundus". конечно, все звучит, весьма современно, но при этом в целом динамичнее и четче, чем на "duality". также не осталось и следа от фоновой скрипичной акустики предшественника. это то, что касается музыки, а вот насчет вокала я даже несколько промазал - большая часть вокальных партий мужские! по-моему, еще ни на одном альбоме вокал eliane p. не был так задвинут на второй план, что интересно - в некоторых композициях они поют дуэтом - такого я тоже не припомню. заметно и то, что лирика стала более осмысленной и объемной. если раньше лирика большинства композиций была весьма лаконична и по большей части вообще состояла из нескольких предложений, то здесь имеются вполне полноценные тексты. и, как всегда, неотъемлемой частью концепции являются фетиш-био-механоидные фото philippe fichot, производящие довольно жутковатое впечатление. Весьма новаторский для DIE FORM альбом, демонстрирующий то, что коллектив по-прежнему находится в постоянном поиске, что не может не радовать. думаю, никто из поклонников коллектива не будет разочарован этим альбом. рекомендуется!
Новый CD-single культового французского darkwave-дуэта DIE FORM вышел спустя два года после самого альбома "Duality", с которого взята заглавная композиция. Но из шести представленных на нем треков, новым является всего лишь один "Radiomorphism". Остальные - это ремиксы композиций "Anode Current", "La Jeune Fille Et La Mort" (отличная версия в совершенно нетипичной для группы нойз-экспериментальной форме), "Automatic Love" и две версии заглавной темы "Rain Of Blood", одна из которых принадлежит Cevin Key (SKINNY PUPPY, DOWNLOAD). Поклонники дуэта, естественно, разочарованы не будут. Сингл выпущен в виде красивого digipak и несомненно вскорости станет коллекционной редкостью.
Новый сингл культовых фетиш-электро-готов DIE FORM является пилотным для их нового альбома "extremum", который должен выйти позже в этом году. учитывая то, что с даты релиза предыдущего альбома "duality" прошло аж два года, у меня этот сингл вызвал живой интерес. диск открывает заглавный трэк "deep INSIDE , начинаясь с аналоговых звучков, композиция плавно переходит к четкому электроритму, более забойному и сложному, чем композиции с "duality". вокал eliane p. идет фоном, точнее как один из инструментов, создавая атмосферу - но и у philippe fichot вокальная партия не богата, ограничиваясь собственно словами "deep INSIDE - в целом, отличный фетиш-готик-электро хит, агрессивный и эффектный. вторая композиция - "mask of noise" относится к шумовой ипостаси творчества DIE FORM мне не близкой - шумовые и вокальные сэмплы наложены на апокалиптический размеренный ритм - трэк вполне в духе DIE FORM но, на мой взгляд, подобные композиции - не самое сильное их место. третий трэк - ремикс "deep INSIDE от l’ame immortelle - thomas rainer не долго думал, что сделать с этой композицией - путем наложения типичного l’ame immortelle-вского ритма был получен качественный готический клубный хит, но не то чтобы особенно оригинальный. последняя композиция - "chronovision" является кавером проекта entropy - оригинал этой композиции я не слышал, но кавер поражает несвойственной DIE FORM забойностью. какие выводы можно сделать после прослушивания этого сингла? рискну предположить, что звучание нового альбома будет более агрессивным, и композиции будут более динамичными, чем, скажем "duality" и "l’ame electrique", и как минимум половину вокальных партий будет исполнять philippe. поживем - увидим, насколько точны мои прогнозы, но, даже судя по одному только заглавному трэку, диск будет весьма интересным.
Вот дошла очередь быть переизданным и до альбома CORPUS DELICTI - того самого диска, который принес DIE FORM культовую славу в готик- и фетиш-аудиториях. CORPUS DELICTI стал своеобразным переломным моментом в карьере группы - если ранее творчество, подчас весьма экспериментальное - от карамельного попа до жестких индустриальных и эмбиентных композиций - было без сомнения интересно, но как-то аморфно и неопределенно, то именно на этом альбоме группа нашла и свой стиль, и то звучание, которые разрабатываются и поныне - десять лет спустя релиза оригинального диска в 1991 году. собственно с релизом этого диска DIE FORM нашли не только своё звучание, но и аудиторию, благодарно воспринявшую музыку коллектива - большая часть композиций с этого альбома до сих пор присутствует в плэйлистах готических клубов всего мира - "slavesex", "chains of love", CORPUS DELICTI , "savage logic", "teufel im liebe", "analogic", как минимум шесть композиций из десяти! видимо этим и вызвано решение в первый раз изменить концепцию переизданий - если предыдущие релизы DIE FORM переиздавались просто в ремастированном виде, то на CORPUS DELICTI 2" половина трэков подверглась и ремикшированию, причем весьма основательному. ну, а общее звучание альбома не должно быть для вас сюрпризом - жесткий фетиш-техно-darkwave, DIE FORM в том самом виде, который мы все так любим.
Метаморфозы ранних DIE FORM просто поражают воображение, вот это я понимаю разнообразие и полистилизм - четвёртый диск группы, вышедший в 1998 году (сейчас доступный благодаря акции по переизданию бэккаталога DIE FORM осуществляемому лэйблом trisol), через год после поп альбома "poupee mecanique", представляет собой холодный, жесткий darkwave, практически безвокальный (лишь резкий вокал фишо да женские стоны/крики в нескольких трэках). эпическое произведение "archives & documents iii" умещается на двух cd и состоит из трех частей - "second vision of fetish", "es lebe der tod" и "lustful collection ii", каждая часть имеет своё настроение и звучание - "second vision of fetish" из 15-и композиций представляет собой чувственный, эротический darkwave, с холодными, но романтическими мелодиями, эта часть посвящена эротизму и фетиш эстетике. "es lebe der tod" (12 трэков) - самая мрачная чаcть - жесткое индустриальное звучание, крики, тяжелый милитаристский ритм, это часть о смерти. Часть "lustful collection ii" (10 композиций) как следует из названия самая сэксуально-эротически-порнографическая, вся насыщена ритмичными дакрвэйв композициями со звуками хлыстов и женскими стонами, посвящена чувственным наслаждениям, эту часть даже закрывает трэк "sade memory" со звуками "живого" настоящего оргазма вокалистки/фотомодели sophie! в целом диск весьма интересен как концептуальный релиз - это не "песенный" альбом и какие-то, отдельные хиты на нём выделить сложно, но это именно тот диск, который невозможно делить и растаскивать на части - он воспринимается лишь как одно цельное монументальное произведение об эротизме, желании, смерти, страдании, в общем - о жизни.
Эпопея с переизданием ранних альбомов культового фетиш проекта DIE FORM продолжается, лэйбл trisol добрался и до третьего диска df, датируемого 1987 годом. с ранними альбомами филлипа фишо полная труба, практически все они до этого выходили на виниле, и достать их было весьма проблематично, так что даже преданные фэны коллектива имели о них представление лишь по сборникам, и заочно "poupee mecanique" был одним из самых моих любимых альбомов - по тем крупицам трэков с него которые я слышал. прослушивание диска целиком вполне оправдало ожидания. в отличие от первых двух дисков "die puppe" и "some experiences with shock", где DIE FORM заигрывали и погружались в индустриально-шумовые эксперименты, "poupee mecanique" - чистый, как слеза младенца, техно-поп альбом, этакий эротически-готический kraftwerk c женским вокалом. eliane p. еще в группе тогда не было, вместо неё вокализируют cecile k. и veronique perrault отличающиеся куда более тёплыми и этереальными вокалами. многие композиции достаточно экспериментальны по звучанию, но основные хиты, такие как "grey scale", "knee down", "little boy", "slow love" и собственно "poupee mecanique" звучат как идеальная интеллигентная поп музыка, особое очарование которой придаёт традиционный фетишистский эротизм. немного обидно, что коллектив уже давно ничего не делает в подобном ключе, хотя конечно я всё прекрасно понимаю - развитие музыкальных идей, да и подобную, типично "восьмидесятническую" музыку, сейчас уже как то странно было бы играть. остается лишь ностальгически фетишировать этой пластинкой.
Любой поклонник творчества неугомонного фетишиста филиппа фишо, должен сломя голову бросаться искать этот альбом, лишь только узнав о его существовании. интрига заключается в том, что этот альбом имеет исключительно коллекционную ценность, конечно на нем содержится ничто иное как "музыка", но, вероятнее всего, будучи выпущенным каким-либо никому неизвестным начинающим коллективом, диск этот вряд ли бы был удостоен пристального внимания. "akt" это сборник раритетов, и при одном упоминании оного у меня уже потекли слюнки, но на практике оказалось, что всё гораздо прозаичней (слюни пришлось вытереть) - наверняка все вы знаете, что помимо немалого количества альбомов собственно под "маркой" DIE FORM существует еще аж целых шесть сайд-проектов господина фишо - d.f.sadist school, ukiyo, sombre printemps, societe anonyme, elektrode и d.sign (композиции последнего не вошли в сборник). то ли благодаря хитрому коммерческому замыслу, то ли благодаря сумбурности альтернативной муз-индустрии, даже самые преданные поклонники df слабо представляли, что же вытворяет philippe fichot во всех этих проектах - ходили даже зловещие слухи, что, дескать, некоторые из альбомов запрещены цензурой, или что звуковые петли некоторых трэков не сможет выдержать даже накачанное прослушиванием rhythm’n’noise ухо. как я уже упомянул, все оказалось гораздо прозаичней - в целом, это тот же DIE FORM но "вид сбоку" - минимум вокалов, там, где они всё же имеются, в основном вокализирует philippe. музыка в целом более прямолинейна и мрачна, чем на последних альбомах, скорее аналогии допустимы с ранними композициями группы (например, с теми, что отчасти были представлены на "histories"). вместе с тем, сама музыка более "интимна" - в том смысле, что действительно сделана как некий фетиш-саундтрэк, при прослушивании которого так и хочется кого-нибудь куда-нибудь приковать и ... конечно, я не хочу сказать, что само творчество DIE FORM менее "фетишно", но оно замечательно слушается и без подобных "позывов". крайне забавен оказался проект ukiyo, причитаниями в духе DVAR от akifumi nakajima AUBE и mutsumi oku. остальные проекты сюрпризов не принесли - а жаль, но для поклонников DIE FORM это скорее приятный сюрприз.
Немецкий лейбл Matrix Cube решил переиздать самый первый альбом культовых французских готов-фетишистов по-новому пересведенный, отмастеренный и с добавкой ранее неизданных вещей. Все представленные композиции датированы 80-82 годами и способны прийтись по вкусу как наиболее, так сказать, продвинутым поклонникам группы, так и всем любителям раннего industrial. Никакой "романтики" и танцпольного "тыц-тыц" здесь еще нет и в помине. Сырой примитивно-аналоговый звук, закольцованные мрачные электро-ритуальные конструкции, легко вводящие в транс - это основа музыки DIE FORM тех времен.
В целом материал напоминает наиболее "облегченные" работы G.P.Orridge или SKINNY PUPPY того же периода, но со своей болезненной спецификой. На мой личный взгляд, этот альбом гораздо более интересен и "свеж" по сравнению с бесконечными самоповторами группы образца последних лет.
Благородная миссия переиздания творческого наследства культового фетиш-готик-индастриал проекта DIE FORM продолжается - на этот раз чести быть переизданным удостоился второй альбом "some experiences with shock". изначально альбом вышел лимитированным тиражом на виниле в 1984 году. он состоит из двух частей - первая "survival & determination" представляет традиционное холодное аналоговое звучание, характерное и для поздних работ группы. правда местами возникает впечатление, что слушаешь не DIE FORM а какой-то электронный пост-панк, но это видимо веяние времени, дата создания альбома сказывается. вторая часть - сюрприз! - суровый и дикий дарк-вэйв, местами, переходящий в дарк-эмбиент - экспериментальная музыка во всей её красе!
Фактически это первый альбом DIE FORM который мне не понравился. эпохальное переиздание всего творческого наследия культового французского фетиш/bdsm darkwave проекта продолжается, вот дошла очередь и до "photogrammes" - диска, вышедшего в 1989 году, а записанного несколькими годами ранее - с 1987 по 1988. Что удивляет в проекте DIE FORM так это загадочные творческие "метания" - после поп-альбома следует жесткий darkwave, а за ним - опять что-то из области попа. вот, скажем, "photogrammes", без сомнения, доставит удовольствие тем, что любит давящую на мозги музыку - дикие вопли, монотонные вокалы, однообразные "лупы" и звучки в композициях - всё очень тягомотно и монотонно. хотя действительно, разве стоит ожидать особого веселья от альбома, содержащего композиции с названиями "i have lost your eyes", "will you live again?", "cathodic funeral" и т.п.? но даже по меркам DIE FORM этот альбом уж очень зануден - удовольствие от его прослушивания мне оказалось недоступно, хотя не исключаю возможности, что и у "photogrammes" найдутся свои поклонники.
Новый альбом французских техно-фетишистов посвящен, как следует из пресс-релиза, "пакту между человеком и животным, агонии души, безумию смертоубийства, духу леса и жертвоприношению природе". Оформление альбома выдержано в обычной для дуэта черно-белой гамме, но от своей традиционной техно-фетиш-эстетики Die Form все же отказались. Тем не менее, секса и обнаженного тела меньше не стало - просто на смену неживой природе пришла живая, а на смену кожаным корсетам и черным чулкам - сцены ритуального соития с участием оживших мертвецов, пробудившихся вековых деревьев и полуодеревеневшей Элиан П, стилистически напоминающие не то Гигера, не то голливудские киноужастики.
Перемены коснулись и музыки: новая работа дуэта выполнена в ныне модном стиле romantic-darkwave с элементами трип-хопа. Разумеется, о каком-то новаторстве, а тем более о революции, говорить не приходится. Но иного никто и не ожидал: революции - удел молодых да ранних, а никак не профессионалов, разменявших второй десяток лет на своем творческом пути. Как бы то ни было, музыка звучит легко и размеренно, приятна на слух, позитивно воздействует на сознание, а главное - удачно сочетается с классическим вокалом Элиан.
Альбом рекомендован к прослушиванию всем поклонникам romantic-darkwave и мистических ужасов, а также эротоманам - преимущественно мужского пола. Для знатоков творчества Die Form альбом настоящим открытием не станет, но тем не менее - послушать можно.