В 2003 году DE/VISION — одна из самых известных и популярных синти-поп команд мира — отмечает 15-летие. В рамках празднования этой годовщины и поддержки своего последнего альбома "Devolution" группа даст единственный концерт в Москве.
DE/VISION продолжают оставаться законодателями и ярчайшими представителями синти-поп музыки даже несмотря на многочисленные эксперименты и попытки отойти от чистого синти-поп стиля. Альбомы, синглы и ремиксы пользующиеся фантастической популярностью, постоянные туры и концерты — доказательства высокого положения DE/VISION в музыкальном мире. Пожалуй, более именитыми, чем DE/VISION, музыкантами, проповедующими классический синти-поп, являются только их соотечественники CAMOUFLAGE.
Группа DE/VISION была создана в 1988 в маленьком немецком городе Бенсхайм (Bensheim). Первоначально в команде было четыре человека — Markus, Stefan, Steffen и Thomas, но в 1991 Stefan покинул группу, и DE/VISION остались втроем. В 1988 году группа записала свою первую демо-кассету, которая попала к Лоренцу Маке, впоследствии ставшим менеджером DE/VISION. В 1990 Лоренц и DE/VISION основали записывающий лэйбл Synthetic Product Records, где вышел первый 12" сингл группы — "Your Hands On My Skin". "Boy On The Street" — первый сингл на CD, выпущенный в июле 1992, был полностью спродюсирован и распространен самой группой. В марте 1993 DE/VISION подписали контракт со Strange Ways Records, на котором в 1994 выпустили дебютный альбом "World Without End". Первый видеоклип был снят в 1995 на песню "Blue Moon", ставшую хитом в Германии.
В 1996 альбом DE/VISION "Fairyland?" попал в топ-100 немецких чартов, а в 1997 DE/VISION подписали контракт с крупнейшей рекорд-компанией WEA, где через год вышел их пятый альбом "Monosex", завоевавший огромный успех и изданный даже в Японии. В ноябре того же года DE/VISION выпустили альбом "Zehn", приуроченный к 10-летию группы и содержащий лучшие композиции и новые ремиксы.
Шестой студийный альбом DE/VISION под названием "Void" появился в начале 2000 года. Релиз не был похож на любой из предыдущих: в нем музыканты использовали живые барабаны, гитары и даже женский вокал. Многие фанаты не приняли эти эксперименты, но обновленным звучанием группа обратила на себя внимание новых поклонников. В тот же год был прерван контракт с компанией WEA, а 31 августа 2000 группу покинул Маркус — автор песен и клавишник; DE/VISION стали дуэтом. В том же году Штеффен совместно с транс-проектом GREEN COURT выпустил сингл "Shining" — первым side-проект музыкантов DE/VISION. После разрыва с WEA группа подписала контракт с Drakkar Entertainment (BMG) и в октябре 2001 DE/VISION выпустили альбом "Two".
В годовщину своего 15-летия DE/VISION порадовали поклонников новым альбом "Devolution", в поддержку которого группа гастролирует по Европе и первый раз посетит Москву. В ближайших планах музыкантов — переиздание сингла "I Regret 2003", в который войдут ремиксы от VNV NATION, HAUJOBB, COLONY 5 и российского DJ RAM. Кроме этого, планируется выпустить концертный альбом DE/VISION, записанный во время турне "Devolution", и издать первый DVD группы, в который войдут старые концертные записи и интересные бонусы в виде не издававшегося ранее музыкального материала.
Немцы DE/VISION по праву принадлежат славной когорте лидеров синтипопа - направления, идеологами которого являются DEPECHE MODE образца 81-90 г.г. Однако в рассматриваемом конкретном случае аналогии с DM не только (и не столько) музыкальные. Подобно уходу Алана Уайлдера из DM, DE/VISION также недосчитались своего "мозгового центра" Mаркуса Гансерта. Виной тому - чересчур смелые эксперименты их предпоследнего альбома "Void", весьма скромно оцененные широкими синтетическими массами и повлекшие за собой расторжение контракта с мейджором WEA. Маркус, которому "Void" был обязан своим звучанием, не нашел в себе моральных сил оставаться в группе далее...
И подобно своим более именитым коллегам, на новом альбоме DE/VISION резко изменили звучание. Напористое electro, живые гитары и барабаны ушли в прошлое, новый материал следует рассматривать скорее как стремление вернуться к истокам. "Two" действительно получился очень цельным с точки зрения чистоты жанра - ортодоксальные поклонники останутся довольны традиционным мелодизмом, легкими и прозрачными электронными аранжировками. Обратной стороной такого подхода является однообразие, которое усугубляется еще и тем, что почти все песни исполнены в среднем темпе. Несколько треков ("State of Mind", "Escape the World") звучат, на мой взгляд, занудно. Cказывается видимо то, что вся нагрузка по написанию музыки легла на плечи одного человека - Штеффена. Другой участник дуэта - Томас, написал тексты. Откровенной большой удачей является сингл "Heart Shaped Tumor". Это - однозначно лучшая вещь с альбома. "Heroin" и "Uncarring Machine" я также отнес бы к лучшим образцам их музыки. Остальной материал звучит как-то усредненно: вроде бы и мелодии хороши, и вокал неплох, да и талант налицо, но не цепляет. И оценку диску хочется поставить среднюю - "тройки" вроде бы маловато, а "четверка" - уже много. Четыре с минусом, пожалуй, в самый раз.
Изрядно пошарив по карманам фанатов выпуском немаленького числа сомнительных альбомов, сборников, концертников, синглов и прочей не имеющей отношения к музыке продукции, группа DE/VISION наконец-то смогла относительно реанимировать себя в глазах все тех же преданных поклонников. на этом диске (в лимитированном варианте - двойном) представлены переосмысленные версии хитов с первых трех альбомов ("world without end", "unversed in love" и "fairyland"), собственно и сделавших группе имя. естественно, на протяжении всех девяноста четырех минут звучания двух дисков доминирующим стилем является пресловутый future-pop, коий, однако, весьма органично ложится на знакомые каждому поклоннику синти с детства мелодии. первый диск содержит вариации в основном от неизвестных широкой публике товарищей, второй же - от более именитых музыкантов COLONY 5 BEBORN BETON dj ram, PSYCHE CHANDEEN CARPE DIEM f.a.q., T.O.Y. а также некие l’image, telekommander и memphis dj team). и заслужил бы двойник свою пятерку, если бы не несколько "но". "но" номер один: не все ремиксы одинаково полезны, то бишь хороши. среди весьма удобоваримых версий попадаются и совсем тошнотворные миксы, как, например, руки-вверх/турбомода-образные "take me to the time" и "get over the wall" с первого диска, каковым место на сборниках "двигай попой-434", а лучше и вовсе на помойке. есть и не такие мерзкие, но крайне нелепые вариации - микс PSYCHE на "moments we shared" (ну у PSYCHE с ремиксами вообще как-то туговато), версия "endlose traume" от CARPE DIEM f.a.q., "try to forget" от telekommander или ремикс на ту же "try to forget" с первого диска в исполнении неизвестных солдатов... из всего этого следует "но" номер два: вместо того, чтобы создавать искусственный ажиотаж вокруг суперлимитированного двойного диска, на мой взгляд, лучше было бы выкинуть вышеупомянутые шедевры и выпустить один диск с семьюдесятью минутами хорошей музыки. но, очевидно, страсть менеджмента банды к хрусту и звону не перебьешь ничем (мелькающие то тут, то там надписи "for cd-player only" и "don’t violate our laws" вызвали особого толка усмешку когда оба диска в целях следственного эксперимента были без всяких проблем "отграбблены"). из приятных моментов хочется выделить версию "dress me when i bleed" от нашего соотечественника dj ram... да, в общем-то, и все. все остальное - это самый что ни на есть future-pop в разных вариантах заезженности, вовсе не плохой, а очень даже хороший. несмотря на многочисленные помои, вылитые на всей протяженности рецензии, мне диск понравился - наверняка он сможет вернуть к группе хоть малую толику почитателей, а прайсовышибательная акция очевидно продолжится дисками "compiled", "demo" или еще чем пострашнее...
DE/VISION выступали вместе с 18 SUMMERS (экс-SILKE BISCHOFF) на медиа-выставке Popkomm - оба выступления спустя ровно год с момента концертов вышли на CD. Вообще, для synthpop коллектива выступление в акустике - довольно странная идея, не так ли? Не то, чтобы я считал, что они плохие музыканты и вживую сыграть не смогут, но даже в самом названии стиля "synthpop" уже заложено то, что это по определению электронная музыка. Хотя результат переноса хитов DE/VISION в акустику оказался весьма странным и впечатляющим. Странно то, что хитовость они не потеряли (в отличие от вялого выступления 18 SUMMERS), и слушаются вполне пристойно, но (что, в принципе, было очевидно) звучат гораздо "скучней". Аккомпанемент минимальный - перкуссия и фортепьяно; получились эдакие поп-романсы. Конечно, интересно и забавно, но уж лучше слушать DE/VISION в, так сказать, оригинальном варианте, хотя то, что играть они имеют не только на синтезаторах, на этом альбоме они с успехом доказали.
Случилось почти невозможное: на творческом пепелище DE/VISION снова растут розы! Группа, лишившаяся в 1999 году Маркуса - автора многих хитов, и выпустившая чуть более года назад маловразумительный диск "Two", похоронивший надежды многочисленных фанов на светлое будущее - те ли это немцы DE/VISION, что звучат на "Devolution" так лирично, проникновенно и чувственно?! Название альбома - безусловное попадание в яблочко: Томас и Штеффен оставили попытки быть модными (любителей futurepop и EBM также просьба не беспокоиться) и сосредоточились на написании красивых мелодий с доступной любовной лирикой. Еще Штеффен добавил в голос хрипотцы, и энергетический барьер - ощущение замороженности, знакомое многим по песням с "Two", окончательно рухнул! И вновь что-то заставляет нас отплясывать под жесткие гитарные рифы "Sadness", и минимализм "Digital Dream", сопереживать под "Miss You More", умиротворенно вздыхать под "Mary Jane"... Эта музыка дышит вместе с нами, бьется в ритме наших сердец.
Стилистически "Devolution" объединяет три последних диска группы. Лимитированный тираж содержит бонус в виде четырех очень достойных, на мой взгляд, ремиксов, в том числе от таких мастеров синтпопа как MESH и T.O.Y.
Выход очередного диска ветеранов synthpop сцены становится по сути своей чем-то вроде игры в рулетку - надеяться, что выпадет заветное число, то есть получится что-то не хуже, а даже лучше старых работ, конечно, можно, но на практике выходит иначе. Дело здесь не в везении, а в том, что сократившись до дуэта, коллектив углубился в поиски нового звучания, из-за чего все, что выходило после "Void" (1999), на мой взгляд вряд ли сравнимо с самым лучшим изо всех их альбомов - "Monosex" (1998), стилистически стоящим близко к канонам DEPECHE MODE. Поэтому среди последних студийных альбомов DE/VISION в новом составе мне запомнился разве что "Devolution" (2003). Давно известно, что наличие запоминающихся, хитовых композиций - первоочередная задача для музыкантов, работающих в жанре synthpop, чем, собственно говоря, Штеффен Кет (Steffen Keth) и Томас Адам (Thomas Adam) давно уже не баловали публику. Новый диск заставил меня слегка усомниться, действительно ли это DE/VISION. В размеренных среднетемповых композициях слышны лишь отголоски прежних хитов "Dinner Without Grace", "Try To Forget", "Strange Affection", "I Regret" или "Dress Me When I Bleed", - видимо, сказывается возраст участников, да и ритмическая структура треков все больше изменяется в сторону trip-hop'а. Собственно говоря, здесь уместно сделать небольшое отступление и вспомнить работы HUNGRY LUCY, первоначально начинавшие смешивать synth-основы и trip-hop'овый бит, равно как и классиков жанра SNEAKER PIMPS (высказавших, между прочим, в одном из своих интервью интересный, хотя и спорный тезис "Trip-hop is just the 90s version of goth"), после ухода вокалистки начавших перемещаться именно к синтпопу, их лидера, Криса Корнера (Chris Corner), в своем сольном проекте I AM X достигшего апогея в синтезе этих двух стилей или Goldfrapp и Jay-Jay Johanson, полностью ушедших от trip-hop'овой стилистики своих ранних работ в synth/electroclash. Именно такая тенденция если не распространенное, то по крайней мере - вполне обычное явление, так что ничего особенного в подобном переходе DE/VISION к замедленной ритмике композиций нет, процесс может идти и в обратном направлении, тем более, что еще на предыдущем альбоме "6 Feet Underground" (2004) наметились тенденции к этому. Впрочем, здесь сравнения заканчиваются - никакого блуждания призрачного эха в пустых комнатах, никакаких саундтреков к ночам бессонницы и параноидальным страхам, только ровный фон, пригодный разве что для ностальгических воспоминаний о былых достижениях коллектива. Несколько агрессивные брейк-битовые тона "Subtronic" и "The End" сменяют спокойные треки, среди которых о старом DE/VISION напоминают "Addict", "No Tomorrow" и "My Own Worst Enemy"; также отмечу немецкоязычный "In Dir" как наиболее интересный из нового звучания D/V - идеальное звуковое сопровождение для отдыха после трудного дня; наполненный Kraftwerk-подобными звуками "E-shock" и самый светлый трек диска - "Summer Sun", немного похожий на творения ROYKSOPP. В итоге получается, что альбом не самый лучший, но совсем неинтересным его назвать тоже нельзя, для преданных фэнов он в любом случае станет очередным пополнением фонотеки, для прочих же слушателей - по желанию.