Выходу дебютного альбома болгарского коллектива IRFAN сопутствовали громкие заявления выпускающего лейбла Prikosnovenie, как едва ли не об открытии года. Увереннный в хорошем вкусе Prikosnovenie, я без колебаний приобрел диск. Что же ожидало меня на самом деле? Вероятность того, что братья-славяне ничего в своей жизни кроме DEAD CAN DANCE и VAS не слышали, практически равна нулю, но почему-то именно с ними возникают сравнения при прослушивании. Причем, на мой взгляд, речь здесь идет не о своем личном пути постижения творчества предшественников, а о бездумном копировании наиболее удачных моментов их работ. Обезличенность, наводящая тоску: вокал Denitza Seraphimova, почти дослово повторяющий интонации Лизы Джеррард и Азам Али; это же относится и к инструментальной части работы - струнным и перкуссии. Свое лицо обретается только в композиции "Gospodi Pomilui", где бесстрастные и величественные слова церковного песнопения выводят группу из пространства ориентальных мелодий и дают слушателю понять, что славянские корни все же не забыты. Завершает диск "Santa Maria", известная мелодия из кантиг Святой Марии, музыки средневековой Испании - трек добавляет разочарования - неужели настолько бедна Болгария народными музыкальными традициями и исполнителями, чтобы так безоглядно следовать чужими тропами след-в-след?
В принципе, слушателям, безответно влюбленным в DEAD CAN DANCE и готовым слушать все подряд, что их напоминает, диск может понравиться, но не стоит забывать о преимуществе оригинала перед копией, пусть даже качественно выполненной.