Ныне французский лэйбл Prikosnovenie стал последним прибежищем всего стиля ethereal - Hyperium уже давно не существует, а Projekt выпускает что попало, так что стекаются на лэйбл с русскоязычным названием и новые, и старые этереальные проекты. Однако стиль ethereal не просто так прекратил свою существование - чего-то в нём стало не хватать, нет уже величия STOA и эротизма AURORA, нет того неуловимого очарования, которое приковывало когда-то к этой музыке. То ли аудитория изменилась, то ли упал уровень групп, но теперь этериал как стиль действительно умер. Возрождение древнего французского этереального коллектива COLLECTION D'ARNELL-ANDREA выглядит жалкой попыткой вернуть былое величие. Правда, COLLECTION D'ARNELL-ANDREA всегда занимали странное положение серых кардиналов - вроде бы название на слуху, да и альбомов много, первый из которых вышел ажно в 1989 году (коллектив был образован в 1986), а всенародной популярностью, как те же STOA, никогда не пользовались. Звучание у них было довольно своеобразное, хотя сам приём - синтез нео-классики и электроники - был не нов. В 1996 году группа выпустила альбом "cirses des champs" и пропала, два года спустя сделав вялое телодвижение в виде выпуска "The Best" - "Collage", так что нынешний кам-бэк происходит после шестилетнего перерыва. группа основательно сменила концепцию и звучание, исключив электронную составляющую полностью и сделав звучание исключительно неоклассическим. пошло ли это на пользу? не думаю: звучит всё красиво, но очень занудно и скучно, возможно, когда-то такая музыка и была актуальна, но не сейчас. Да, исполнение радует слух - скрипки, виолончель, фортепьяно, чувственный женский вокал, лирика, основанная на французском романтизме 19-го века, всё это, конечно, хорошо, но абсолютно не цепляет. красивый, но бездушный альбом, возвращение COLLECTION D'ARNELL-ANDREA триумфальным, увы, не получилось...
Коллектив, созданный в 1986 году Jean-Christophe d'Arnell, Pascal Andrea (давно покинувший группу) и Chloe St Liphard, выпустил новый альбом спустя два года после выхода "Tristesse des Manes". Не скрою, что после камерной атмосферы, акустики и неоклассических мотивов прошлого альбома, это творение воспринимается достаточно сложно. Первый же трек "From Our Dark Side" встречает комбинацией тяжелого гитарного звука, женского вокала и электроники, напоминающей CURVE или, скорее, их последователей - GARBAGE. За всю историю своего существования COLLECTION D'ARNELL-ANDREA продолжали линию, начатую COCTEAU TWINS, потому знакомые с их ранними работами слушатели вряд ли удивятся подобным изменениям - в частности, звучание стало несколько плотнее, напоминая своей фактурой о MY BLOODY VALENTINE и группах из области shoegazing и dream pop, продолжающих традиции экспериментов и гитарного нойза THE VELVET UNDERGROUND, SONIC YOUTH и атмосферы 4AD-шных коллективов, в первую очередь тех же COCTEAU TWINS.
Визитной карточкой CDAA всегда были живые скрипка и виолончель, благодаря которым они весьма выигрышно смотрелись на фоне других коллективов, делавших упор на синтезаторное звучание (AUTUMN, THE MACHINE IN THE GARDEN) - не обошлось без них и на этой работе, усиливших и без того наэлектризованную динамику "All I Prayed, All I Need" и "Because Your Soul (Leaves You To Your Fate)". По сравнению с ранними альбомами звучание "The Bower Of Despair" более монолитно, слаженно, но требует определенного подхода при прослушивании, поскольку ожидающим нечто в духе CT позднего периода или ранних DEAD CAN DANCE и не знакомым с творчеством MY BLOODY VALENTINE, LUSH, SLOWDIVE могут не понравиться эклектичные коллажи, замешанные на шумных и порой жестких гитарах, психоделически расплывающемся и множащемся эхом вокале Chloe St Liphard, напоминающем Elisabeth Frazer и Siouxsie, трип-хоповых элементах и качающем ритме, нервной экспрессии скрипки и мрачных электронных переходах от меланхоличной романтики до исступленного состояния, сопровождающих gothic rock-овые боевики в духе THE FAITH AND THE MUSE ("The Spirits Of The Dead", "Before I Die"), подобно зеркалу, отражающие тематику человеческих переживаний, смятения и отчаяния. Альбом, безусловно, оригинален, но огорчает то, что сильная "закрученность" звука может отпугнуть многих слушателей, которые, даже не попытавшись разобраться в его хитросплетениях, станут обвинять CDAA в узости взглядов и следовании стандартам "не для всех". Да, подобная точка зрения не редкость, и лично мне жаль, что CDAA не стали развивать неоклассицизм "Tristesse des Manes", хотя, наряду с предыдущими, "The Bower Of Despair" вряд ли можно назвать худшим или лучшим, скорее - очередным альбомом COLLECTION D'ARNELL-ANDREA. Не для всех.