CLAN OF XYMOX на сцене уже более 20 лет, и за это время успели завоевать культовый статус среди нескольких поколений готов и просто меломанов. На данный момент это одна из немногих готик-групп, начинавших еще в начале 80-х и до сих пор активно, без распадов и реюнионов, продолжающих свою деятельность. Причем, в отличие от многих своих ровесников, напоминающих сегодня пенсионеров, которым впору только писать мемуары, CLAN OF XYMOX и через 20 лет после старта карьеры являются законодателями мод в своем жанре, оставаясь актуальными и влиятельными среди коллег по цеху, а фотографии группы не сходят с обложек «Zillo», «Orkus», «Sonic Seducer», «Side-Line» и рекламных плакатов производителей одежды, таких как X-tra-X.
Ну наконец-то!!! Первый стоящий диск CLAN OF XYMOX аж с 86-го года! Их первые релизы - одноименный дебют "Clan of Xymox" и "Medusa" были великолепны, но потом они стали менее неинтересны и даже пропали из вида на какое-то время... И вот после стольких лет Synth Goth Godz вернулись c "Hidden Faces"!
Очень интересный и насыщенный диск, в целом большая часть композиций выдержана в классической synth goth стилистике в духе "Medusa", но встречаются и более оригинальные gothic rock, darkwave, synthpop композиции и даже что-то вроде грегорианских хоралов. Хотя при многократном прослушивании начинает складыватся впечатление, что CLAN OF XYMOX уж очень сильно пытались угодить всем потенциальным слушателям - по крайней мере их ранние диски не отличались таким диким разнообразием композиций, а тут и любые вокалы (нормальный, через примочку, высокий, etc.), и различная стилистика и эмоциональный настрой трэков. Хотя их можно понять - после той тягомотины, что они выпускали последние десять лет, нужно было что-то слишком оригинальное чтобы привлечь к себе слушателей, которые уже отчаялись услышать что-нибудь интересное от CLAN OF XYMOX.
Большая часть любителей готики уже наверняка успела по достоинству оценить диск возрожденнного CLAN OF XYMOX, выпущенный в 1997 году под названием "Hidden Faces", который ознаменовал их триумфальное возвращение на готическую сцену после многолетних бесплодных плутаний в потемках electro-pop. Как я уже писал в рецензии на "Hidden Faces", альбом получился крайне успешным по причине своей многогранности и разнообразия - материал был действительно оригинален - от gothic rock и darkwave до synthpop, тогда я высказал мысль что таким образом CLAN OF XYMOX старались охватить как можно более широкую аудиторию. Может быть это и было верно по отношению к "Hidden Faces", но "Creatures" уже не таков, теперь CLAN OF XYMOX четко знают свою аудиторию, ориентируясь исключительно на готический рынок. Новый релиз действительно очень хорош - базируясь на раннем gothic rock 80-х (даю голову на отсечение что этот диск наверняка понравится фэнам THE SISTERS OF MERCY), CLAN OF XYMOX трансформируют эту архаичную музыкальную форму в современный вид путем использования новых технологий и характерных Хymox-овских "фишек" (это кстати очень приятная и показательная черта - сразу слышно, что это именно новый диск Хymox). Думаю, что в этом и кроется причина успеха нового диска, который получил высшие оценки в журналах "Orkus" и "Sonic Seducer", да и ностальгирующая по 80-м (и древнему CLAN OF XYMOX) аудитория тоже довольна - дух передан вполне точно. Чего еще желать? И во вторичности их упрекнуть нельзя - все вполне самобытно и оригинально. В общем, очень ровный и качественный диск, но "Human Faces" мне все же больше нравится, нет на новом таких ярких хитов как на предыдущем альбоме, хотя это всего лишь мое мнение.
Если абcтрагироваться от бурной жизни немецкой готической сцены, где готик-групп вагон и маленькая тележка, и цела туча из них претендует на лидерство, то на европейской готической сцене однозначными лидерами можно назвать лишь голландцев CLAN OF XYMOX. Начинали они свою музыкальную карьеру еще во времена первой волны готической музыки, выпустив на английском лейбле 4AD два отличных альбома - "Clan Of Xymox" и "Medusa". Потом был немного непонятный период, когда альбомы выходили, но особо интересными их назвать было сложно, а потом было их триумфальное возвращение на готическую сцену в 1997 году с альбомом "Hidden Faces" - альбом был действительно потрясающим, и CLAN OF XYMOX стали первыми "возвращенцами" из всей волны comeback-ов древних готических групп. Прошлогодний альбом "Creatures" подтвердил их звездный статус еще раз успешно доказав, что в таком, казалось бы, вдоль и поперек заезженном стиле как gothic rock все же можно создать нечто необычное, интересное и оригинальное. Так что выход концертного альбома является закономерным продолжением процесса - это первый официальный концертный альбом группы за всю историю. И хотя я не особый любитель концертных дисков, я прослушал этот альбом с большим удовольствием. Собственно, если бы этот диск содержал лишь композиции с последних двух альбомов группы, особого интереса у меня он не вызвал бы - слушать на концертном диске те же вещи, которые я могу послушать в студийном варианте, особой радости я не испытываю. к счастью, сами CLAN OF XYMOX похоже тоже прекрасно понимают это, и постарались сделать этот альбом более интересным - на двух дисках содержится 19 композиций, половина из которых относится к новейшему периоду истории группы, а другая половина является основательно переработанными композициями с первых двух альбомов - судя по всему, сами CLAN OF XYMOX тоже не в восторге от своих альбомов начала 90-х - "Phoenix", "Twist Of Shadows" и "Metamorphosis", так как на альбоме содержится всего одна композиция из этого периода группы. Звучание приближено к студийному звучанию последних альбомов, что и неудивительно, так как основа музыки все же электронная, и в целом все звучит как вполне традиционный Хymox-овский synth-goth, собственно им и принадлежит заслуга создания этого направления в готической музыке. Альбом записан на концертах CLAN OF XYMOX по Северной и Южной Америке, и до того, как я узнал об этом, я все удивлялся - отчего Ronny Moorings после каждой песни произносит "muchas gracias". Отличный альбом, продемонстрировавший, что CoX прекрасная концертная группа. ps. Кроме того, на диске содержатся два видеоклипа - "Stranger" и "Jasmine & Rose".
Cейчас начинается просто какая-то эпидемия переизданий - вот и CLAN OF XYMOX туда же, и ведь что черти делают! Уже второй раз переиздают тот же самый диск (первый раз переиздан в 1994, с добавлением 6 бонус-демо треков, в 2001 году переиздан в ремастированном варианте)! Вообще этот релиз весьма показателен, содержит он самый, что ни на есть ксаймоксовский раритет - пятипесенный мини "Subsequent Pleasures" изданный самим коллективом в 1984 тиражом 500 экземпляров, так сказать, в виде самиздата, и 6 трэков, представляющий собой то демо, с которым несчастные Xymox-ы в лохматом готическом году мыкались по лэйблам. Не подумайте ничего плохого, но на их месте я бы такой диск сейчас не отважился выпускать, я давний и преданный поклонник коллектива, и ранних альбомов и позднего творчества, однако этот релиз говорит совсем не в пользу группы, хотя в пользу кое-кого он говорит. И сейчас мы об этом кое-ком и поговорим. Лично я воспринимаю этот релиз как трибьют создателю лэйбла 4AD Ivo Watts-Russell, личности поистине легендарной и титанической, не только для готической музыки и субкультуры, но и для всей "альтернативной музыки" в целом. Часть групп он откопал сам и вытащил их на свет божий, некоторые коллективы он лишь направлял на путь истинный, и всё равно именно благодаря ему они стали именами, вписанными во все музыкальные энциклопедии, а не просто странными названиями на пластинках в разделах с уцененными винилами. Не будь Ivo и его 4AD, не исключено, что мы с вами никогда бы и не узнали о таких сейчас уже культовых проектах, можно даже сказать "мастодонтах" альтернативной музыки как THE BIRTHDAY PARTY, DEAD CAN DANCE, MODERN ENGLISH, BAUHAUS, THE THE, COCTEAU TWINS, X-MAL DEUTSCHLAND, THE WOLFGANG PRESS, THROWING MUSES, PIXIES, HIS NAME IS ALIVE и многих других - полный список будет состоять чуть ли не из сотни названий! А готический "супер-проект" THIS MORTAL COIL созданный Ivo, в котором переиграли чуть ли не все музыканты, стоявшие у истоков готики/ethereal! Э-эх, матерый был человечище и проницательный весьма - ведь какое музыкальное чутьё надо иметь, чтобы из того, извините, "говна" что представлено на "Subsequent Pleasures" сделать такую конфетку как альбомы "Clan Of Xymox" и "Medusa", да уж и какой талант продюсера. Нет, при всём моём уважении к CLAN OF XYMOX в целом и Ronny Moorings в частности, иначе я воспринимать представленный материал не могу. И лично я воспринимаю этот альбом лишь как экскурс в достаточно далёкую историю, художественная его ценность, на мой взгляд, весьма мала. вот релизы CLAN OF XYMOX на 4AD - совсем другое дело, но мы то с вами знаем, чьих рук и мозгов это дело.
Творческая активность CLAN OF XYMOX без сомнения, вызывает уважение - пережив кризис в начале 90-х, группа под руководством Pонни Mурингза (Ronny Moorings) уже не позволяет себе падений и других проявлений малодушия. По композициям на различных сборниках, выходивших до релиза "Notes from the Underground", складывалось впечатление, что альбом будет слабым - это, конечно, внушало опасения, тем более что после выхода в 1999 году крайне успешного альбома "Creatures" ожидания были весьма высоки.
К счастью, впечатления, составленные по фрагментам, оказались ошибочными. Альбом получился вполне удачным! фактически, это чуть ли не эталон того, как в новом тысячелетии может звучать готический рок - стиль, пропахший 80-ми и истлевший до дыр. Благодаря утонченному вкусу и чувству меры, CLAN OF XYMOX осовременили звучание, подсластив его электроникой и современным "продвинутым" звучанием ровно настолько, чтобы альбом не звучал архаично, и получившийся результат впечатляет - вызывая одновременно и ностальгию по 80-м и не позволяя упрекнуть группу в неактуальности. Из всей дискографии CLAN OF XYMOX "Notes from the Underground" по настроению и звучанию ближе всего к альбому "Hidden Faces" - их "камбэку" 1997 года. Хотя, конечно же, об их славном прошлом, когда в середине 80-х они фактически сформировали каноны того, что позже назовут "synth-gothic", тут уже мало что напоминает - готический рок доминирует, местами отсылая чуть ли не к THE SISTERS OF MERCY. Несмотря на все достоинства нового альбома, для меня он всё же уступает "Creatures" - уступает в первую очередь в динамизме, будучи куда более меланхоличным и "задумчивым", что лично мне в готическом роке не очень нравится, хотя это, конечно, дела вкуса. Как бы то ни было, по общему уровню альбом очень высок - CLAN OF XYMOX планку не снижают, и новый альбом - явно событие для загнивающего стиля gothic rock.
Пожалуй, наиболее известный готический проект, существующий на сцене уже более 20 лет, основоположники стиля synth gothic, CLAN OF XYMOX - практически единственные, кому удалось создать органичный сплав электронных пассажей с этериальными или драйвовыми гитарными переборами, при этом не выходя за рамки ими же созданного стиля и готического рока. Альбомы «Clan of Xymox» и «Medusa» уже включены в золотой фонд музыки темной сцены и по праву считаются классическими альбомами Ronny Moorings’a и его приспешников, а триумфальное возвращение с «Hidden Faces» и поистине шедевральным «Creatures» (да, да - «Jasmine and Rose» и «Consolation»!) отразило новый виток развития группы как в музыкальном, так и профессиональном смыслах. При этом каждое новое творение коллектива не только задавало определенную планку для других музыкантов жанра, но и превосходило ранее созданное самим CLAN OF XYMOX. Так, на альбомах «Notes from the Underground» и «Farewell» Ронни показал себя как прекрасный мелодист, тонко чувствующий и способный отразить свои чувства в гармонической картине своей музыки.
Трек "Weak In My Knees", открывающий "Breaking Point" - заводной клубный хит, который вполне можно поставить наравне с "There’s no Тomorrow" с альбома "Farewell". Мощный бит, фирменные гитарные соло и глубокий вокал Ронни характеризуют собой все самое лучшее, на что способен CLAN OF XYMOX. «She’s Dangerous» - еще один энергичный танцевальный трек, облаченный в ярковыраженную музыкальную форму готик-рока, а особое внимание привлекла композиция «We Never Learn»: красивая мелодия соседствует с гениальной лирикой, в которой куплеты и основной рефрен звучат вердиктом в душе музыканта, автоматически передаваясь слушателю. После депрессивного экскурса «We Never Learn» немного разряжает обстановку легковесная, но небезынтересная «Be My Friend», «Cynara» являет собой synth gothic в том понимании, который привычно встречается в настоящее время, а «What’s Going On» - прекрасное завершение как обычно профессиональной работы.