Фольклорная музыка подобна неисчерпаемому источнику вдохновения для многих и по сей день. Ресурс, накопление которого происходило веками и тысячелетиями, в своем роде кладовая, к которой последнее время все чаще и чаще обращаются музыканты, создавая нечто новое из хорошо забытого старого. По всей видимости, в каждом регионе есть свое понятие неофолка, в результате чего появился данный сборник. В аннотации к нему в журнале "Салон Audio Video"(#6'2006), под эгидой которого была создана данная компиляция, было сказано много громких и правильных слов о народной эстетике, романтике, архаике, народности и противопоставлению мейнстриму и осознании самих себя, но ни слова не говорится об авторском видении символа, которым стал термин "neofolk". Применяемый в большинстве случаев в западной прессе, он уже фактически слился с понятием dark/apocalyptic/psychedelic (acid) folk и к нему же относят зачастую коллективы, использующие medieval/folk музыку как базис своего творчества, а не как дополнительную подпорку к иным течениям и стилям. Итак, какой же он, "российский неофолк"? По мнению авторов сборника, весьма эклектичный и мало имеющий общего с западными образцами (ведь речь идет о России!), по крайней мере, такие впечатления складываются после прослушивания данного диска. Описание в журнале творчества представленных групп пестрит невообразимыми названиями: "лесной шансон" (СКАЗЫ ЛЕСА), folkcore (WHITE OWL), рокападди (БЕЛФАСТ), призванными заинтересовать слушателей, по сути же своей, в яркой обертке преподносящие уже знакомые многим наработки кельтского фолка, рока и панка в различных интерпретациях, которыми творчество перечисленных команд и является - для заинтересованных в отечественных аналогах THE POGUES, ACROSS THE BORDER, DROPKICK MURPHYS, FLOGGING MOLLY и прочих. Оригинальность у них, разумеется, есть (например, харизматичный вокалист СКАЗОВ ЛЕСА, напоминающий Федора Чистякова, исполняющего на свой лад хиты THE POGUES), но жаль, что сборник компоновался в основном из их треков, а также карельского коллектива MYLLARIT, удививших более всего треком "Saunanlammityslaulu", на котором в минорные струнные переборы, наводящие на мысли о северных землях, неожиданно вклинивается духовая партия в духе работ Goran'a Bregovich'a и саундтреков к фильмам Кустурицы. Такое смешение стилей вызывает разве что недоумение, равно как и DARTZ, несмотря на именование их "столпами фолк-движения Санкт-Петербурга", разочаровавших очень примитивной лирикой в "Переверни страницу" - после такого представления желание знакомиться с альбомами группы пропадает напрочь. Не забыт и русский фольклор - наиболее привлекательны композиции Сергея Клевенского, специалиста по этническим духовым инструментам, хотя шуточный диалог в начале трека "Суть Вещей", на мой взгляд, только портит впечатление от инструментальной оранжировки, в более традиционной форме представленной на совместной с новой вокалисткой FARLANDERS Таисией Краснопевцевой композиции "Окарина". Трек "Уходи" от RADIO RIO и завершающий диск кельтский инструментал от RACOONS забываются сразу же после прослушивания, зато единственной полезной композицией стала "Ai Vist Lo Lop" молодого и весьма многообещающего medieval коллектива MUSICA RADICUM, несколько напоминающая акустические работы IN EXTREMO.
Вот такой "неофолк", согласно прослушанному, существует в России. Конечно, невозможно записать на диск все многообразие современных фолк-групп (за пределами досягаемости для составителей почему-то остались ЗЕЛЕНЫЕ РУКАВА, AD LIBITUM, БЕСТИАРИЙ и их проект CAND'LA из столь любимой ими петербургской тусовки, LATERNA MAGICA, UNIVERSALIA IN RE, DROLLS и прочие, не менее интересные коллективы, не говоря уже о ROMOWE RIKOITO, NEUTRAL, RITUAL FRONT etc., с которых и надо было начинать), но и ограничение представлений отечественных слушателей и направление их по несколько ложному пути, дав сборнику громкое название, не имеющее с уже сложившейся зарубежной neofolk-стилистикой фактически ничего общего, вряд ли можно приветствовать.