В Германии есть CORVUS CORAX, в Беларуси - СТАРЫ ОЛЬСА, в Прибалтике - ILGI, а в России? Неужели никаких аналогичных групп у нас нет? Есть, можно с гордостью ответить теперь всем вопрошающим, и это - DROLLS из Петрозаводска. Судьба отечественной medieval сцены, хотя при желании и стремлении можно найти коллективы, которые не уступали бы ни в чем западным, по-прежнему волнует лишь единицы, несмотря на интерес, возникший у нас к этому жанру, отчасти на волне интереса к кельтской, скандинавской и европейской народной музыке. Таинственное Средневековье, будоражащая воображение старина, о котором мы все так мало знаем и даже специалисты порой говорят, что некоторые свидетельства (тексты или ноты) того времени либо вызывают сомнения, либо вообще поздние интерпретации, не претендующие на достоверность. Но это специалисты, а обычный слушатель не станет заниматься музыкальной археологией и выяснять подробности периодизации и отличий манеры исполнения, например, в 13 и 15 веках во Франции. К тому же пресловутая "аутентичность" дамокловым мечом постоянно висит на теми, кто отважится попробовать себя на этом поприще, за несоблюдение норм и правил которой сразу же можно стать объектом критики коллег-академистов, не терпящих непрофессионализма в столь сложном деле, в котором без музыкального образования и знания истории, по большому счету, делать нечего.
DROLLS основали в 1999 году братья Сергей и Павел Поповы, Дмитрий Черевко, Алексей Никитин и Игорь Соловьев и в этом составе был записан их новый альбом, четвертый по счету в дискографии петрозаводских жонглеров. Тематика путешествий, затронутая еще на "Kalenda Maya" и "Carminus Vagantibus", здесь стала основной концепцией - путь крестоносцев из Европы в Святую Землю и, повествующая об их странствиях музыка меняется в зависимости от того, в какой стране они очутились. Изначально Via sacra (лат. священный путь) - одна из первых улиц, по которой шествовали полководцы, вернувшиеся с победой, и императоры Древнего Рима. Через полтора тысячелетия этим именем назвали путь, пролегавший от Рима до Иерусалима, по которому на Восток двигались участники Крестовых походов. На альбоме звучит музыка Испании, Франции, Италии, Греции, Македонии, Кипра, Армении и Малой Азии, временные рамки которой простираются от 12 до 16 века. Томные восточные мелодии чередуются с быстрыми танцевальными, буквально вынимающими слушателя из повседневной реальности и заставляющими грустить или отплясывать под звуки реконструированных духовых, струнных и ударных инструментов (интересующимся стоит заглянуть на сайт DROLLS, чтобы прочитать описание, историю, увидеть их изображения и даже послушать, как каждый из них звучит - список весьма объемный). Особенное впечатление произвел трек "Pase El Aqua", записанный при участии вокальной группы хора мальчиков - CORVUS CORAX, как говорится, отдыхает! За все время прослушивания диска, я не раз отмечал для себя, что DROLLS, по сравнению с многочисленной ратью немецких дудочников, звучат более естественно, не с таким "тевтонским" напором. Историческое соответствие и живой дух музыки сбалансированы так, что даже неискушеный в подобных тонкостях слушатель останется доволен. То есть, если Вы еще не знакомы с творчеством карельских менестрелей, советую обязательно восполнить этот пробел, благо, диски их стоят по сравнению с зарубежными аналогами в несколько раз дешевле, а музыковедческая информация в буклете - не только на английском, но и на русском языке.