У немцев, похоже, принято считать, что если дебют не является концептуальным альбомом, масштабным полотном, то это и не дебют вовсе, а так, ерунда, пустячок. Повод для такого утверждения дает коллектив ADVERSUS, связавший на одном компакте дух театральной постановки ANGIZIA, стилистические выкрутасы SAMSAS TRAUM, симфоническо-хоровую помпезность THERION и народную праздничность медиевала. А еще там и сям витает тень "черного мотылька" ASP .. Звучит альбом "Winter, so unsagbar Winter" ("Зима, такая несказанная зима") почти 80 минут. Треков - 20 штук (разбиты на четыре главы), причем два вступления (одного, значит, мало) – "Auftakt" и "Preludium adversi". На фоне панорамы несказанной зимы разворачивается повесть о страданиях лирического героя, который, например, в одном из треков мечтает о том, как хорошо быть кладбищенским ангелом из гранита, окруженным можжевельником.
Каркают засэмплированные вороны, в "высокие" хоры без церемоний вклинивается "простонародная" волынка; только что вокалистка Сюзанна Штиц (Susanne Stitz) задумчиво пела "по-оперному" и казалось, что еще мгновенье, и лебедь привезет Лоэнгрина, а уже налетает, как грозовая туча, искаженный вокал Торстена Шнайера (Torsten Schneyer). Металл одним прыжком перемахивает в электро, электро – в фолк, фолк – обратно в металл и т.д. Однако, вместо того, чтобы тяжелым – гранитным – куском упасть слушателю на мозги, эта продукция удивительно приятна на слух.
Альбом удавшийся, нескучный, но я должен сказать, что подход ("всего – и побольше") – определенно из области металла, представители которого, вроде HAGGARD, упрямо верят, что гроулинг отлично сочетается с арфой. Ясно, что Торстен Шнайер в своих аранжировках – в каждый отдельный момент звонких и сочных – старался передать оркестровое громадье, но в пределах трека все это выглядит как попытка втиснуть в каждую песню почти все свои увлечения и влияния. Впрочем, есть у альбома изюминка (из-за которой я и пишу о нем), искупающая излишнюю музыкальную "говорливость", - это воплощенная в электронный бит лихость фольклорного танца. Порой музыканты откалывают такие половецкие пляски (выделю в этом отношении треки "Unser beider Babylon", "Klingentanz" и "Katharsis"), что за неимением "Мамушки" сплясать под такое не погнушался бы сам Гомес Аддамс!
Увлекательные экзерсисы ADVERSUS рекомендуются прежде всего любителям хотя бы одной из упомянутых групп.