О культовом коллективе QNTAL имеет смысл рассказать подробней - два сенсационных альбома, лаконично названные "I" и "II", вышли более десяти лет назад (второй альбом вышел в 1995 году), а композиции с них до сих пор не исчезают из плэйлистов готик-dj-ев. Давняя дружба музыкантов группы ESTAMPIE исполняющей аутентичную средневековую музыку - мультиинструменталиста Michael Popp и вокалистки Sigrid Hausen с участниками легендарного darkwave проекта DEINE LAKAIEN в лице электронного гения Ernst Horn привела к тому, что необычная идея соединить тёмное электронное начало DEINE LAKAIEN и утончённый medieval ESTAMPIE осуществилась благодаря созданию совместного проекта QNTAL Музыкальные журналисты придумывали самые невообразимые термины для описания этого оригинального сплава medieval и darkwave, однако высшей похвалой группе стала восторженная реакция аудитории и то, что композиции "Ad Mortem Festinamus", "Trobar Clus", "Palestinalied" и другие стали "многолетними" хитами. После выхода "II" началось многолетнее затишье, хотя слухи о выходе нового альбома циркулировали с 1998 года, каждый год участники проекта и лэйбл заявляли, что новый альбом вот-вот выйдет, но время шло, а ничего не происходило. Однако начиная с конца 2001 года события стали стремительно развиваться; не буду подробно описывать запутанное развитие событий, расскажу лишь о результате. В QNTAL случился раскол - Ernst Horn создал свой собственный darkwave / medeival crossover проект HELIUM VOLA и выпустил одноименный альбом, в QNTAL остались Sigrid и Michael, которые рекрутировали некого Fil Groth. Обе группы выступили на фестивале Wave Gotik Treffen 2002, где все присутствующие могли "почувствовать разницу", то, как стали звучать два осколка QNTAL не вызывало удивления - электронщик Horn намутил атмосферный пульсирующий саунд и удостоился чести открыть фестиваль на основной сцене. QNTAL пошли другим путём - выставили на сцену практически полный состав ESTAMPIE со средневековыми инструментами и ударились в medieval в ущерб былому электронному драйву. Результат оказался печален - обе группы звучали скучно, вяло и невнятно - половинки получились несамостоятельными безжизненными продуктами. Именно поэтому многие опасались нового альбом QNTAL - и надо сказать, опасения были небезосновательными, однако сингл "O, Tristan" продемонстрировал, что у группы ещё есть потенциал. Прослушивание нового диска, традиционно названного III (правда, с концептуальным подзаголовком "Tristan und Isolde"), показало, что группа действительно изменила своё звучание, по-прежнему всё строится на синтезе электронного и medieval саунда, однако вместе с уходом Хорна полностью пропала "dark"-овость и существенно прибавилось аутентизма - различной перкуссии и традиционных инструментов, так что электронная часть осталась рудиментарной. Это не делает альбом хуже, это просто-напросто делает его "другим" - он совершенно непохож на холодный, ледяной medieval "I" и "II", и в этом плане Хорн был честнее, дав своему проекту новое название, а в случае с нынешним QNTAL это просто-напросто спекуляция на былых заслугах. Диск не вызывает отвращения при прослушивании, но и не является адекватной компенсацией тех лет, что мы ждали нового диска QNTAL - слава этой группы навсегда останется в прошлом.
PS. Готовясь к написанию этой рецензии, я нашёл своё ревью на QNTAL "II" от 1998 года, эта фраза меня позабавила: "В большинстве рецензий на диски QNTAL упоминается факт, что часть композиций с обоих дисков стала клубными танцевальными хитами - Ad mortem Festinamus, Palestinalied, Trobar Clus, etc, я могу только мечтать чтобы и у нас когда-нибудь появились клубы, где будет звучать подобная музыка".